Жанна Новицкая Мастер

Что делать, если вашего ребенка назвали «трудным»? Часть 2

Итак, психоневролога вы посетили. Если его вердикт положителен, то есть врач зафиксировал какое-то психическое нарушение, желательно посетить хотя бы еще одного врача аналогичного профиля, дабы удостовериться, что диагноз точен. И только в том случае, когда диагноз подтвержден несколькими специалистами, можно соглашаться на какое-то медикаментозное лечение. Если вы не враг своему ребенку, конечно.

Но в большинстве случаев, надо сказать, диагноз бывает отрицательный. И это означает, что отклонения появились под влиянием семьи и окружающей среды, то есть в результате непонимания взрослыми возрастных особенностей развития ребенка. К тому же плохие отношения в семье очень часто становятся причиной отклонений в поведении подростка. Таким образом начинать оздоровление собственного ребенка, как всегда, необходимо с себя.

Причиной «трудности» ребенка может быть неправильное его воспитание в форме гиперопеки и вседозволенности. То есть, с одной стороны, ребенка во всем и везде опекают, не дают ему самостоятельно и шагу ступить. А с другой стороны, ему разрешается практически все, в том числе и пренебрежительное отношение к самим родителям.

К такому же результату может привести, как ни странно, и прямо противоположный по характеру тип воспитания — гипоопека, то есть полнейшее пренебрежение к ребенку, отсутствие всякой опеки. Так, например, к нормальной жизни в большинстве своем абсолютно не приспособлены воспитанники детских домов, где индивидуальное воспитание заменяется чисто формальными мероприятиями и царит казарменный подход.

Часто инфантильные дети вырастают в семьях очень занятых родителей, которые стараются компенсировать отсутствие родительской ласки и повседневного контакта с детьми материальными благами, или в неполных семьях, где мать вынуждена очень много работать ради заработка и физически не имеет возможности уделять время своему ребенку.

Негативную роль в воспитании вашего ребенка может сыграть отсутствие единства требований со стороны родителей и учителей или родителей между собой. Ребенок в этом случае не станет выполнять ничьих требований, тем более если они полярно противоположны.

Еще одной причиной «трудности» ребенка может стать его постоянная неуспеваемость. Это вызывает отвращение к учебе, желание найти себя на другом поприще. Ребята часто не способны устоять перед дурными примерами более старших товарищей. Начинается курение, пьянство, употребление наркотиков и т. п. Что же в этом случае делать родителям?

Прежде всего, не переусердствуйте с наказаниями и запретами. Ищите истинную причину или причины отклоняющегося поведения своего ребенка.

Ведите себя с ребенком выдержанно, избегайте оскорблений. Уделяйте ему побольше времени в этот трудный для него период. Поверьте, что это действительно необходимо. Помните, что вашему ребенку нужен индивидуальный подход. Станьте сами интересны для него, как личность. Усильте его познавательный интерес. В мире так много интересного, а подростки так любопытны.

Вовлекайте ребенка в разные виды деятельности, но при этом контролируйте ситуацию. Разговаривайте, объясняйте, но не ставьте условий, не требуйте слишком многого. Постепенно меняйте режим дня, окружение подростка, вносите коррективы в способы проведения им досуга. Но добровольно, без всякого насилия, только терпением и уговорами.

Замечайте малейшие изменения в поведении. Помните, что вначале отклоняющееся поведение проявляется ситуативно. Затем отклонения начинают происходить чаще, положительные качества сохраняются, но перестают доминировать. И, наконец, антиобщественное поведение становится привычным. Поэтому необходимо искать положительные качества подростка и правильно их использовать, развивать, поощрять. В этой связи громадное значение для подростка имеет возможность испытать счастье, радость от успеха. Придумайте, как предоставить ему такую возможность.

Совместные поездки, развлекательные мероприятия — не пренебрегайте всем этим. Затраты вашего времени, средств и усилий не пропадут даром. В лице своего ребенка вы вскоре увидите друга, а не настороженного противника. Кстати, в период летних каникул и отпусков, как раз и может представиться такая возможность. Только когда вы будете планировать совместное времяпрепровождение, не забывайте учитывать интересы своего ребенка. Мероприятие обязательно должно быть интересным всем его участникам. Уважайте потребности своего ребенка и прежде всего — духовные. В том возрасте, в котором находится он, духовные потребности чаще всего превалируют над всеми остальными. Необходимо только заметить их и развить в нужном направлении. Большинство проблем, которые возникают между родителями и детьми, происходят именно от элементарной невнимательности друг к другу.

К сожалению, родители обычно начинают уделять больше внимания своим детям тогда, когда они уже становятся «трудными» и требуется очень много усилий, чтобы что-то изменить в сложившейся ситуации, однако уделяют мало внимания «благополучным» детям, полагая, что им это ни к чему (они никого не беспокоят).

В своего ребенка необходимо верить — это главное! Только от вас зависит, каким он вырастет. Помните, что «прежде всего мы — родители, а все остальное потом».

Обновлено 3.02.2015
Статья размещена на сайте 28.11.2008

Комментарии (1):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: