Назвать это проблемой в общем-то еще рано. Но чтобы это не стало проблемой для малыша в дальнейшем, стоит просто поработать над этим. Как? На самом деле, все не очень сложно.
Когда вы с ребенком идете по улице и поворачиваете куда-либо, необходимо словесно обозначать этот маршрут: «А вот сейчас мы повернем с тобой направо и будем уже на месте», «Смотри, мы повернули с тобой налево и увидели впереди качели». В дальнейшем это можно развить в игровое упражнение. Например, «Проводи меня домой».
Гуляя с ребенком или даже возвращаясь с ним откуда-то, важно обращать его внимание на объекты и предметы вокруг него, также обозначая это словесно. Не просто «Саша, посмотри какая вон там собачка гуляет. Видишь?», а, скорее всего, так: «Саша, обрати внимание, какая слева от нас собачка гуляет. Видишь?» или «Посмотри, какие слева от тебя дивные тюльпаны цветут».
Играя с ребенком в куклы или машинки, тоже не забывайте упомянуть верную терминологию: «Маша, а куда ты кроватку своей куколки поставишь? Сюда? Но ведь справа места больше…», «Антон, а давай твоя машинка поедет налево, тогда она быстрее доберется до гаража» или «А сейчас куда твоя машина повернула? Направо?».
У детей до трех лет преобладает конкретное мышление. Это значит, что они воспринимают только конкретные предметы, которые можно увидеть собственными глазами и пощупать. А вот абстрактное им еще рано понимать. Поэтому, объясняя малышу, что такое лево и право, говорите не о пространстве вообще, а привязывайтесь к конкретным, понятным ему вещам, создавайте стойкие ассоциации: «Правой ручкой мы всегда кушаем, берем кисточку, карандаш…»
В повседневной жизни, даже не играя, вы можете с ребенком также говорить о право и лево. Например, открывая шкаф с вещами, вы можете начать так: «Максим, а где же твоя белая футболочка? Нашла! Вот она, справа от красных шортиков лежит». Или, прося ребенка помочь, вы объясняете задание: «Настя, подай мне книжку с полки. Вон она, с левой стороны стоит в темной обложке». Одевая ребенка на улицу, вы можете упоминать о правых и левых частях его тела: «Вот сейчас мы сапожок на твою правую ножку наденем… а вот этот сапожок — на левую»
Без веселых детских стихов и песен вам тоже не обойтись. Есть немало замечательных стихотворений, которые можно использовать как веселые и полезные упражнения. Например, вы рассказываете стишок, а малыш топает, как аист:
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придешь домой!
(И. Токмакова)
…Стоял ученик на развилке дорог.
Где право, где лево, понять он не мог.
Но вдруг ученик в голове почесал
Той самой рукою, которой писал.
И мячик кидал, и страницы листал.
И ложку держал, и полы подметал.
«Победа!» — раздался ликующий крик.
Где право, где лево, узнал ученик.
(В. Берестов «Где право, где лево»)
Ручку правую вперед,
А потом ее назад
А потом опять вперед
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги,
Поворачиваясь в круге
И в ладоши, хлопая, поем…
(Дальше слова песни меняются так: ручку левую вперед, ножку правую вперед, ушко левое вперед, плечо правое вперед
Как видите, все не так сложно. Выполняя это, вы поможете своему ребенку адаптироваться к окружающему миру, разовьете в нем чувство пространства, успешную в ориентацию. А вот плохо или неточно сформированные пространственные представления уже будут влиять на уровень интеллектуального развития ребенка. У него могут возникать сложности с конструированием, проблемы в овладении счетом и письмом, что, в свою очередь, будет мешать успешному обучению в школе.
«А если ваш малыш с пространством на „ты“, то вы сможете проверить одно народное утверждение. Говорят, что будущие автомобилисты без проблем различают право и лево. О вашем ли крохе это сказано? Очень может быть! А чтобы убедиться в этом, осталось лишь чуть-чуть подождать…»
Ребенку недавно 7 лет исполнилось, а лево-право все еще путала. Причем, могла быстро ответить, спрашиваешь ее: "Ты уверена? Точно там?" И она всегда тут же почти всегда меняла ответ на противоположный, в общем, постоянно сомневалась.
Учила ее например только точно знать где "лево", т.е. в течение месяца-двух спрашивала, где "левая" рука, нога, глаз, ухо, т.д., думала отработать до автоматизма "лево", ну и "право" потом получится. В общем у нас и "лево" никак не получилось. Способ "Какой рукой ты ешь, пишешь, тд." не прокатывал тоже. А потом гуляли с мужем и вместе само-собой придумался метод, чтобы никогда не путаться. Хочу поделиться, может быть кому-нибудь он тоже поможет.
Метод:
Надо попросить ребенка представить перед собой часы, большой огромный циферблат. И вспомнить, где там расположены цифра 3 и 9 (на всех циферблатах мира эти цифры стоят в одних и тех же местах ). И когда попросят показать "лЕво" надо показать ту сторону, где находится "дЕвять", а когда "пРаво" - ту сторону, где находится цифрв "тРи". Поначалу будет небольшая заминка на пару секунд, но с тренировками, она становится все меньше и меньше, и главное, ребенок на 100% уверен в своем ответе.
0 Ответить
Юлия Владимировна, да, я до сих пор путаю лево-право, хотя скоро сороковник уже будет. Как вот мне с эти справиться?
0 Ответить
Очень хорошая статья, автору отдельное спасибо !
0 Ответить
Макс Перчик, спасибо. Есть еще наблюдения. Готова поделиться опытом.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юлия Владимировна, Очень полезные и нужные советы! Пять +
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Сэнгпэнг, я рада. что помогла
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юлия, хорошие советы
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ольга Конодюк, спасибо, наблюдая детей, я понимаю важность проблемы.
Оценка статьи: 5
0 Ответить