Перейти к предыдущей части статьи
В этой статье мы остановимся подробнее на следующей группе — страх перед чужими людьми, животными, боязнь темноты, огня и, конечно, боязнь боли, крови и врачей.
Чужие люди
Матчасть
Впервые этот страх появляется у ребенка очень рано, в возрасте 8 месяцев. Малыш может разрыдаться при виде чужого человека, даже сидя у мамы на ручках и даже несмотря на все ее заверения, что «эта тетя хорошая». В норме через этот страх проходят все детки, и примерно после года он стихает — на смену ему приходит интерес к людям.
Однако иногда повышенная тревожность в контактах с незнакомцами сохраняется надолго и даже закрепляется впоследствии как черта характера — так происходит чаще всего в тех случаях, если мама и сама с настороженностью и опаской относится к окружающим.
Следующий этап, когда психологическая проблема страха перед чужими вновь становится актуальной — младший школьный возраст, когда ребенок уже не круглосуточно находится «у маминой юбки», а начинает самостоятельно контактировать с окружающей его реальностью и круг его общения резко расширяется. В норме ребенок быстро адаптируется к новым условиям и знакомым, но иногда робость и опасливое отношение становится стилем общения — увы, но, как правило, это заслуга родителей.
Что делать и чего делать не следует?
В наш неспокойный век совершенно естественным представляется воспитание разумной осторожности по отношению к реально существующим опасностям (чужие машины, незнакомые взрослые, предлагающие покататься или пойти поесть конфет, погладить щеночка у них дома и все такое прочее). Это — дело нужное: кто предупрежден, тот вооружен. Хотя, конечно, следует делать это без излишнего нагнетания и на доступном возрасту ребенка уровне и языке. Здесь главное — чувство меры: воспитать разумную осторожность, не превратив в то же время ребенка в человека с манией преследования и с базовым ощущением, что мир страшен и суров.
Однако отдельно снова хотелось бы сказать о намеренном нагнетании ситуации. Да, надо воспитывать в ребенке разумную осторожность по отношению к чужим. Но ни в коем случае нельзя намеренно пугать реально существующими персонажами.
Животные
Матчасть
Страх перед животными, даже самыми, на наш взгляд, безобидными, возникает в 2−3 года, и если не преодолен, то может, достигнув пика лет в 5−7, остаться с человеком навсегда. Он может быть вызван как наличием психотравмирующего опыта, так и стать результатом внушения.
То есть один и тот же страх, к примеру, перед собаками, может возникнуть после неприятного инцидента с животным в реальной жизни, а может быть «передан по наследству» чрезмерно тревожной матерью (да, увы, именно мамы чаще делятся подобным опытом с малышами). Это может быть как прямое внушение («Не подходи — укусит!»), так и косвенная «передача опыта», почерпнутая малышом из комментариев к телесюжетам или из «мамской болтовни» на лавочке у песочницы из серии «Вы подумайте, какой ужас!».
Известен довольно жестокий эксперимент, проведенный над младенцами 8−9 месяцев: им одновременно показывали симпатичную, пушистую, мягкую игрушку — и пугали резким звуком, окриком. Впоследствии у малышей сформировался устойчивый страх не только перед этой конкретной игрушкой, но и перед всем, что ее напоминало — пушистыми предметами подобного цвета и размера.
Что делать и чего делать не следует?
Трижды подумайте, чего вы на самом деле хотите: воспитать в ребенке разумную осторожность перед незнакомым животным (то есть привить основные навыки безопасного поведения: не дразнить, не размахивать руками или палкой, не бежать) или привить ему панический страх перед любым четвероногим.
Если страх у малыша уже сформировался, постарайтесь с этим страхом «подружиться»: рисуйте его, придумывайте про него сказки, играйте в игру, где надо помочь мальчику, который боится собак. И, главное, не высмеивайте малыша, не дразните его трусом и не сравнивайте с другими, «бесстрашными» ребятами.
Врачи, боль и кровь
Матчасть
В возрасте с 2 до 3 лет страх перед болью, кровью и, следовательно, докторами выходит на первое место у малышей: по статистике, с ним сталкивается каждый второй ребенок. Подоплека этого страха понятна — так проявляет себя инстинкт самосохранения.
Наиболее подвержены таким страхам дети тревожных родителей, которые сами испытывают трепет перед «людьми в белых халатах» — детки буквально «впитывают», как губки, родительские страхи, опасения, напряженность, и в результате банальный поход в поликлинику для очередного осмотра превращается в испытание для всех. А уж если предстоит прививка — малыш ведет себя в соответствии с поговоркой «держите меня семеро».
Что делать в такой ситуации?
Не нагнетать обстановку, не заводить еще накануне разговоров с ребенком или при ребенке о предстоящем визите к врачу, не обсуждать с приятельницами или родственниками некомпетентность докторов или разнообразные «несчастные случаи», если малыш вас слышит (даже если вы думаете, что «он все равно не понимает»). Но и не врать ребенку в стиле «доктор ничего делать не будет». Как сказано в старом анекдоте, разумное дитя вправе задать в этом случае резонный вопрос: «А зачем же мы тогда к нему идем?»
Спокойно объясняем малышу, что ходить к врачу необходимо, как в магазин за продуктами или за одеждой, это нормальная часть жизни и так делают все: и взрослые, и дети, ведь это позволяет сохранить свое тело здоровеньким и бодрым.
А если ваше чадо увидело ревущего ровесника (а тем более — младшего) в поликлинике, отличной отвлекалочкой может послужить просьба развеселить беднягу и поиграть с ним — для многих деток, особенно хорошо адаптированных в социуме, роль «старшего», «утешителя» почетна и позволяет забыть о собственных проблемах.
Чего делать не следует?
И снова отдельной темой стоит намеренное запугивание, в данном случае — доктором или медицинскими манипуляциями. Вспомните, сколько раз вы слышали (но, надеюсь, сами не произносили) что-то вроде: «Будешь плохо себя вести — заработаешь укол в попу!»
Каково будет лечиться потом вашему малышу, если, не дай бог, он заболеет чем-то более серьезным, нежели ОРЗ? Каково вам же будет преодолевать его страхи?
Как видим, все до сих пор рассмотренные детские страхи основаны в основном на инстинкте самосохранения. В последнем же материале мы рассмотрим так называемые «социальные» страхи, характерные для более старших детей.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...