Очень важно помнить о том, что ребенок впитывает абсолютно все нюансы поведения, условия игры, которые ему предлагает взрослый. Начинается все с безобидных, на первый взгляд, ситуаций. Малыш сломал свою игрушку и со слезами бежит к маме. Мама в это время чем-то занята, нет возможности поговорить с ребенком, и первое, что приходит ей в голову, это заверить ребенка в том, что завтра ему купят другую игрушку. А если мама при этом добавляет: «Еще лучше и еще красивее», а на следующий день, как сознательный родитель, выполняет обещанное… Цены нет такому уроку, который вы только что преподнесли своему чаду: ломай! Будет еще лучше!
Ребенок, который оплакал безвозвратно утерянное и не получил взамен утешительный приз, навсегда запомнит эту первую боль. Конечно, здесь очень важно поддержать и найти нужные слова, попробовать починить игрушку (обязательно вместе), но оградите себя от искушения осушить слезы ребенка обещаниями о замене: в будущем вы вряд ли сможете ему объяснить, что в жизни ничего просто так не достается.
Сформировать первые представления о ценности того, что имеешь, можно и через игру. Делайте игрушки и подарки своими руками! Дети очень трепетно относятся к поделкам и рисункам, в которые они вложили свои старания. Они очень гордятся своими первыми успехами. И здесь важно не только поощрять малыша, но и рассказать ему о том, что все, что нас окружает — тоже делали люди, своими руками, и это непростой труд. Обращайте внимание ребенка на порядок в квартире, пусть учится поддерживать его не из-за условия «Пока не сделаешь — никаких мультиков», а из-за побуждения уважения к труду родителей. Поддерживать порядок в детской — значит, быть не только самостоятельным, но и помогать маме.
Никогда не оставляйте без внимания разбитую любимую вазу, даже если малыш сделал это не нарочно. Наказывать в этом случае не стоит. Но и скрывать своих переживаний не надо. Ребенок должен видеть ваше огорчение, пережить его вместе с вами, почувствовать ответственность за те вещи, которые ему не принадлежат, но ценны для другого человека.
Очень хочется сказать несколько слов о количестве игрушек у ребенка. Их не должно быть много, ими не должна быть завалена детская. В этом случае потеря игрушки будет ребенком не замечена. Он переключит внимание на другие, их ведь полно, а вам, при очередной уборке, останется только выбросить забытого под кроватью медвежонка с оторванной лапой, потому что у ребенка есть еще десять таких, но целых.
И напоследок немаловажный совет: чем более желанен предмет, тем он представляет большую ценность. У малыша, который имеет все, что только душе угодно, нет собственных желаний. Все решено за него: подошел возраст — покупаем велосипед, начали читать — завалили книжками. Не забегайте вперед, а научите ребенка формировать собственные желания и пути к их достижению.
Вера Колхозная, Не забегайте вперед, а научите ребенка формировать собственные желания и пути к их достижению.
Статья отличная, как раз под название журнала. Учит жизни родителей.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Я думаю, что такое воспитание вызовет у ребенка излишнюю привязанность к вещам. Ну, по сути, что такое ваза? Просто кусок стекла. Скорее всего, она не представляет никакой художественной ценности, а просто обычный утилитарный ширпотреб. Стоит ли приучать ребенка ценить это?
Не через вещи должно формироваться представление о ценностях. Иначе вырастет из такого ребенка своеобразный Плюшкин, у которого весь балкон и дача захламлены такими "ценными" вещами.
Другое дело, учить беречь книги, в которых знания. Ухаживать за котенком или хомячком. которые живые существа. Или ценить красоту цветка, которая длится пару дней и больше никогда не повторяется.
0 Ответить
Юлия Георгиева,
по поводу первого абзаца: странно, что Вы именно ТАК поняли автора.. суть в том (как Я поняла), чтобы приучить ребенка ценить чужие вещи тоже, пусть даже ширпотреб (и потом, ваза -просто пример, можно заменить на дорогой фен).. но послушаем, что скажет автор..
а со вторым Вашим абзацем - полностью согласна..
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наташа Деспи , возможно, мое восприятие статьи несколько искажено, потому что меня воспитывали похожим образом. Любая разбитая чашечка была целой трагедией. И в гостях происходило тоже самое: постоянное "не лезь", "не трогай". Помню, я боялась лишний раз помочь взрослым - а вдруг испорчу что-нибудь? Как ни странно, в итоге воспиталось не уважение к вещам и чужому труду, а скорее пренебрежение. Не понимаю я, как можно испортить настроение или даже довести до слез маленького человека из-за такой безделицы? Пусть даже это дорогой фен.
0 Ответить
Юлия Георгиева,
меня к счастью, так не воспитывали..а вот мою подругу - да..помню как ее побили хорошенько за то, что ленточку потеряла (лет в 5-6)..прилюдно..даже моя мама в шоке была.. и печально (выражусь так), что подобные вещи происходят..
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юлия Георгиева, в моей статье нет ни намека на жестокость по отношению к детям. Я ведь даже написала о том, что ругать ребенка не надо.
Что касается разбитого куска стекла - речь не о самой вещи как таковой, а об отношении к чужим вещам, о бережливости, об уважении к чужим привязанностям. К сожалению, ребенок не в состоянии пережить потерю духовной ценности. Он мыслит предметно. Поэтому маленькие детки получают свой первый жизненный опыт через поломку или потерю любимой игрушки, через найденный в мусорном ведре выброшенный мамой рисунок, который он рисовал для нее целый час.
Научиться сожалеть и сопереживать, уважать чужой труд и свой - вот о чем разговор.
Абсолютно согласна, что очень важно воспитывать в ребенке и формировать в нем ценности духовные. Но это, пожалуй, тема для отдельной статьи, которую я обязательно напишу
0 Ответить
Вера Колхозная, и я тоже не о жестокости Я думаю, что чужие вещи ребенок начнет ценить немного позже, когда и него в садике или школе товарищ возьмет без спроса его вещь. Насчет выброшенного рисунка обсолютно согласна.
0 Ответить
Юлия Георгиева, абсолютно согласен. Воспитание восприятия ценности нужно воспитывать не через уважение и трепетное отношение к вещам, а через уважение к чужому труду, через уважение к родителям, через уважение к тому, что такие вещи дают (красота, удобство и т.д.).
А так статья в целом понравилась. Не надо баловать ребенка, тогда он будет ценить то, что имеет.
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Денис Свиридов, спасибо за мнение и оценку
Разговор, я вижу, сошелся на вещизме. Но статья не о ценности вещей в рублевом эквиваленте
0 Ответить
Очень нравятся статьи основанные на личном опыте, не нравоучительные, а поучительные. Эта статья именно такого плана. Воспитав двоих детей и принимая участие в воспитании двоих внуков все равно в таких статьях находишь для себя что то новое. Автору респект!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Петров, спасибо за оценку. Особенно важно услышать мнение опытного родителя. И очень приятно, что родитель этот - мужчина. Вашим детям и внукам уже повезло
0 Ответить
Вера Колхозная,
хоть редко читаю статьи о детях (уже не нужно), а Ваша искренне понравилась..простотой и очевидностью.. Спасибо!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наташа Деспи, признательна за оценку
0 Ответить
Уважаемая Вера, на мой взгляд (но основанный на личном опыте воспитания детей), оценка вполне заслуженная (если кому не нравиться статья, не слушайте )
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вера Колхозная, тема всегда актуальна и написана статья хорошо. Но я бы дополнила. по поводу уборки комнаты и уважения труда родителей - это отдельная тема. Детьми разного возраста все это воспринимается по разному. Малыш лет 3-4 будет с огромным интересом наводить порядок и складывать игрушки, особенно вместе с мамой или папой. А вот деток постарше это уже не интересует. Замелила по своей дочери, к 6 годам ей стало особо безразлично как выглядет ее комната. И это случилось просто потому, что она не замечает бардака, у нее другие интересы, голова занята чем-то более важным для нее на этот момент. По себе могу сказать, что меня моя комната тоже не особо интересовала в таком возрасте. Понимание пришло годам к 12-ти, как-то само собой. Поэтому я ее сейчас не ругаю за бардак, а напоминаю о том, что порядок лучше.
И еще я заметила, что самой борогой игрушкой становится самая первая. Моя дочь до сих пор играет с первой куклой, подаренной ей на 1 год. И хотя она уже выглядит не презентабельно, все равно дороже нет. Остальные, какими бы не были, отходят на второй план.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Анастасия Хрестинина, спасибо за дополнение У меня тоже дочка сейчас не особо порядком в комнате озабочена Но я уверена, что заложенное в раннем детстве зерно все равно прорастет
0 Ответить
Анастасия Хрестинина,
Малыш лет 3-4 будет с огромным интересом наводить порядок и складывать игрушки, особенно вместе с мамой или папой. А вот деток постарше это уже не интересует. Замелила по своей дочери, к 6 годам ей стало особо безразлично как выглядет ее комната. И это случилось просто потому, что она не замечает бардака, у нее другие интересы, голова занята чем-то более важным для нее на этот момент. По себе могу сказать, что меня моя комната тоже не особо интересовала в таком возрасте. Понимание пришло годам к 12-ти, как-то само собой. Поэтому я ее сейчас не ругаю за бардак, а напоминаю о том, что порядок лучше.
Спасибо за совет. Есть малыш восьми лет. Всё, как Вы написали. Буду применять Ваши рекомендации.
0 Ответить
Вера Колхозная,
Вы правы по многим пунктам. До сих пор вспоминаю свою часовую истерику, когда дедушка случайно сломал бумажный кукольный театр, который мама месяц клеила. Взамен, конечно, никто ничего не обещал. Но прежде всего было больно потому, что мамин труд. Думаю, из-за покупной игрушки не было бы таких эмоций.
0 Ответить
Вера Колхозная, очень понравилась статья. В самом деле, зачастую первый порыв - пообещать ребенку новую игрушку, если сломалась старая. Да и во многих других областях совершаем ошибки, не особо задумываясь о последствиях... Спасибо! Будем следить за собой
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Елена Волостных, благодарю за комментарий
0 Ответить
Господин Старостин, вам придраться, что ли, больше не к чему? Или вы таким образом отучаете писать комментарии для ваших статей? Название я придумала сама. Если есть комментарии по существу - с удовольствие выслушаю. А пустое брюзжание на моей ветке устраивать не надо. Я жду если не критики, то хотя бы обмена мнениями и размышлений на тему, а так же замечаний по поводу строения текста и стилю написания. Кстати - по поводу заголовка - весьма польщена
0 Ответить
Методики, как таковой нет.. Есть эмоции в духе художественной самодеятельности.
0 Ответить
Вячеслав Старостин, автор, одним "мазком", обозначил путь решения задачи в "домашней педагогике". А уж как накропать (изобрести, разработать, придумать..) методику, т.е. пошаговую "инструкцию формирования у ребенка n-ного возрасти, пола, телосложения, темперамента, роста, веса...." , то это задачка для родителей. Причем, сколько у ребенка родителей и прочих "...дителей", столько и методик решения задачи.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Вячеслав Старостин, а где вы увидели слово "методика"?
0 Ответить
Вера Колхозная,.. из названия.
Точно такое же название бывает в методических пособиях. Знаю не понаслышке - сам в свое время сдавал госэкзамен по методике преподавания.
0 Ответить
Вячеслав Старостин, статья очень полезная и хорошо написана. На своем опыте проверяла. Всё правильно: тема, заголовок, идея, советы.
0 Ответить
Эсфирь Хорольская,.. вам виднее.
0 Ответить