Проблема в принципе понятна. Людьми движет стремление проживать на природе, да и экономить при этом. Такая возможность, к примеру, есть у граждан Франции. Там жилье на дебаркадере не облагается налогом на недвижимость. Более того, по сравнению с городскими магистралями воздух здесь чище, экология лучше.
В Европе мало кого удивишь обжитым домом на яхте, жильем на дебаркадере или ином плавсредстве. А вот в нашей стране такой вид жилища распространен пока мало. Правда, в коммерческих целях плавучие объекты используются довольно часто. Вспомним хотя бы рестораны-поплавки, которые имеются, наверное, во всех наших городах, стоящих на крупных реках. В центре Москвы на Фрунзенской набережной до 2004 года на дебаркадере существовал магазин, торгующий керамической плиткой. Закрыли его по указанию бывшего мэра Юрия Лужкова, который отвергал идею использования Москвы-реки для подобных целей.
В России построить дом на воде, а тем более жить в нем — поступок неординарный. Это может позволить себе достаточно узкая прослойка экстравагантных и состоятельных людей. Почему в российских городах жилье на воде — такая экзотика? Тому есть несколько причин.
Во-первых, наш климат. Москва — не Париж, ее водная артерия зимой, в отличие от Сены, замерзает.
Во-вторых, и это главное, — отсутствие правового регулирования спорных аспектов для тех, кто хотел бы иметь свое жилище на дебаркадере. Власти, прикрываясь мнимой заботой об экологии и безопасности судоходства, с большой неохотой дают разрешение на размещение и стоянку домов на воде и подключение к ним городских коммуникаций.
Попробуем разобраться в этих проблемах на примере нашей столицы. Москва-река, по сравнению с каналами Амстердама, уж точно шире, однако препятствий и угроз судоходству пришвартованные в столице Голландии плавучие объекты не создают. Что касается заботы об экологии, то давайте посчитаем, сколько в Москве коллекторов, которые сбрасывают нечистоты прямо в Москву-реку или Яузу? Жилые дебаркадеры составят каплю в этом море. Что касается подведения коммуникаций к жилью на дебаркадере, то застройщики подтвердят вам, что подключиться к сетям городского хозяйства и на суше не так-то просто.
Ну, а чтобы получить разрешение на размещение дебаркадера на Москве-реке, потребуется не менее двух лет, поскольку понадобится сделать около 25-ти согласований. Начинается эта юридическая карусель с подачи заявки в ГУП «Мосводоканал» на установку дебаркадера. Затем желающему построить дом на воде придется посетить Министерство природных ресурсов, Водное управление Московско-Окского бассейна, соответствующую префектуру столицы, Москомархитектуру, Госсанэпиднадзор
Будущему владельцу жилья на дебаркадере надо будет изучить положение о порядке установки плавсредств на акваториях водоемов и рек в границах Москвы, а также схему их размещения и отстоя. Естественно, у каждой организации, контролирующей плавучие дома, существуют свои требования, зачастую противоречащие друг другу.
Об остальных правовых аспектах жилья на дебаркадерах также говорить не приходится. Проживание в плавучем доме не относится к жилищному законодательству, и поэтому оформить здесь регистрацию невозможно. Итогом всей этой юридической казуистики является несоразмерная дороговизна плавучего жилья. Такое положение дел объективно никому не выгодно. Возьмем опять Москву. Свободной земли в столице мало, транспортных проблем много. А вот протяженность Москвы-реки составляет в границах города 75 км. То есть водной площади значительно больше, чем у Темзы в Лондоне и Сены в Париже.
Будем надеяться, что сама жизнь заставит власти наших городов обратить внимание на жилье на воде и устранить имеющиеся на пути их развития законодательные препятствия.
А можно ли в трейлерах жить? А если в воду вколотить сваи и на них построить домик, как в Азии - это под что попадает?
0 Ответить