Развитие речи
Если вы хотите, чтобы ваш малыш рано и хорошо научился говорить, то вам придется на некоторое время стать попугаем. Пока ребенок еще не говорит, не молчите! Преодолейте свою лень и описывайте все свои действия, описывайте все, что вы видите вокруг. Пример: «Сейчас я накрываю на стол. Видишь, какая у тебя красивая голубая тарелка?»
Не говорите с малышом на детском языке. Все эти «сюси-пуси» ему совершенно не нужны. Говорите на нормальном языке, которым вы обычно пользуетесь. Потом малышу будет сложно понять, почему «би-би» надо называть машинкой, и соответственно будет сложно переучиться.
Вы должны повторять не только слова, но и целые фразы, пока ваш ребенок их не запомнит и не начнет употреблять в речи. Когда ребенок уже более-менее говорит, он допускает ошибки типа «мой носки», «твоя круг» или «Дядя Толя сказала». Важно не повторять его ошибок вслух, а четко произнести правильный вариант «мои носки», «твои круг», «Дядя Толя сказал».
Опасности вокруг
Точно так же не молчите, если вы хотите, чтобы ваш ребенок научился распознавать опасности и избегать их в раннем возрасте. Каждый раз, переходя дорогу, твердите: «Дорога — это опасно. Возьми маму за руку. Ты видишь — едет машина? Машина может задавить, и будет очень больно».
Да, вы рискуете показаться себе занудой, вам самой будет очень скучно, но вы научите своего ребенка на всю жизнь, как надо переходить дорогу. (Моя дочь в 2 года и 8 месяцев уже сейчас говорит мне каждый раз, когда мы переходим дорогу: «Мама, быстрее, прыгай на тротуар».)
Или, например, каждый раз, ставя кружку с горячим чаем на стол, говорите: «Ты видишь, идет пар, значит — горячо. Осторожно, это опасно».
Помощь в домашних делах
Опять же, если вы хотите, чтобы ребенок в будущем вам помогал, то надо начинать действовать в самом раннем возрасте. Бессмысленно оберегать маленьких принцев и принцесс от любой, даже самой несложной работы, а потом удивляться, что они в школьном возрасте не хотят помочь вам помыть посуду.
Как только ребенок начинает понимать простые фразы типа «принеси-подай», пора приучать его помогать вам. Можно начать с самого простого: например, попросить отнести какой-нибудь предмет на кухню и выбросить в мусорное ведро. Вот увидите, ребенок будет делать это с удовольствием, потому что для него это игра.
Также до трех лет его можно научить убирать свои игрушки в коробку, в шкаф или под диван. Сначала можно убирать игрушки вместе, чтобы ребенок вам помогал. Через несколько дней можно начать убираться вместе, а потом уйти в другую комнату, чтобы малыш закончил дело самостоятельно. Затем можно добиться того, чтобы ребенок убрал игрушки по требованию. При этом можно сказать, например: «Как я буду с тобой рисовать? Здесь такой беспорядок. Нужно убрать игрушки».
Когда вы приучите ребенка убирать свои игрушки, он часто будет делать это по своей инициативе. Возможно, сейчас вам проще и быстрее убрать игрушки самой, но в один прекрасный день вам захочется, чтобы ребенок это делал сам, а тогда добиться этого будет значительно труднее.
И, естественно, хвалите ребенка, не уставайте повторять: «Ты моя помощница/мой помощник!»
Общение с другими детьми
Учите ребенка, как вести себя с другими детьми. Например, в песочнице внушайте ему идею о том, что надо делиться, иначе с ним никто не будет играть. У всех детей бывает период, когда они не делятся игрушками, но тем не менее, если вы будете разговаривать с ним, объяснять ему, насколько лучше и выгоднее для него делиться, то этот период у него пройдет быстрее.
У вас — свои дела
Ребенок, когда немножко подрастет и будет в состоянии объяснить, чего он хочет, должен понять, что у вас могут быть другие дела, кроме него. Совершенно не обязательно нестись из кухни в комнату по первому зову ребенка (если он, конечно, не хочет есть, пить, спать или в туалет). Если, к примеру, он кричит вам, чтобы вы с ним порисовали, то вы должны твердо сказать: «Я сейчас занята, я приготовлю еду и приду».
Таким образом вы сбережете свои нервы и приучите ребенка к мысли о том, что он — совсем не центр вселенной (к сожалению, ему придется об этом узнать рано или поздно). К тому же ребенок должен уметь играть один и оставаться один, это важно для его умственного развития.
Заключение
Сейчас много говорят о раннем развитии. Мне кажется, важнее всего не то, как рано ребенок научится читать, писать, говорить на иностранных языках, и не то, сколько знаний в него успеют вбить до школы и в школе. Важнее всего — чтобы он рос счастливым и уравновешенным человеком с хорошим характером.
Тогда у него в жизни все сложится.
очень хорошая статья. очень полезная! спасибо
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Анастасия Марьина, думаете после 3х лет у ребенка забот не будет? Успеет еще, лучше дать сил набраться перед жизнью
0 Ответить
Маша Данилова,
Вся статья о том, что надо делать, чтобы облегчить ребенку (и себе) жизнь. Проблема в том, что после 3 лет будет поздно, к примеру, если Вы ребенку разрешали на столе прыгать, то он так и будет продолжать прыгать, и попробуйте это запретить.
А наслаждение жизнью - это совсем другое. Моя дочь очень даже наслаждается жизнью. Я же не весь день ее воспитываю
0 Ответить
Анастасия Марьина, "Я же не весь день ее воспитываю" - ошибаетесь. Весь день ребенка воспитывает всё, что он видит и слышит вокруг себя. И с наслаждением жизнью это вполне сочетается.
0 Ответить
Это я все понимаю. Я имела в виду, что я не весь день занудно читаю нотации
0 Ответить
Всем пожалуйста, кто сказал спасибо. Действительно, у меня накопилось какое-то количество опыта (хотя у меня всего один ребенок), чем я и поделилась . Через несколько лет, наверное, смогу написать про воспитание детей младшего школьного возраста
0 Ответить
Анастасия Марьина, спасибо за статью от меня и моего почти трехлетнего сына
0 Ответить
Анастасия, хорошая статья, спасибо Вам.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Анастасия Марьина, замечательные рекомендации. Хочется добавить маленькое уточнение.
"Можно начать с самого простого: например, попросить отнести какой-нибудь предмет на кухню и выбросить в мусорное ведро". Можно мусор выбросить в ведро, но не попасть туда. В результате получается то, что мы с вами наблюдаем вокруг урн. Я своим говорила, чтобы положили в мусорное ведро. Мелочь, а разница существенная .Удачи вам.
0 Ответить
Вероника Н., лучше говорить, чтобы выбросили - и сразу объяснять разницу между "выбросить" и "бросить".
читать дальше →
0 Ответить
Марианна Власова, а нужно ли малышам 1-2 лет объяснять разницу в значении этих слов? Не рановато? А "положить" - уж точно положут.
0 Ответить
Вероника Н., главное самим ее понимать...
0 Ответить
Моя мама сейчас в деревне, недавно была в гостях у родственником, сидят три дамы бальзаковского возраста, кофе пьют, сплетничают и приходит ещё одна с внучкой двух лет.
Я понимаю, бабушки гордятся развитыми детьми и очень хотят продемонстрировать все успехи ребёнка, но эта дама задолбала всю компанию... Она всё время говорила и уже никто не мог вставить слово, внучка рассказала, как говорит кошка, коровка, собачка, какого цвета одежда на гостях, как её зовут, показала два пальчика на вопрос, сколько ей лет. Это чудесно! Но... все дамы уже вырастили внуков, или только ждут своих, и когда гостья наконец-то ушла, все три признались откровенно друго дружке, что очень не любят чужих детей. А своих -- обожают!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Анастасия, спасибо за полезную и грамотную во всех отношениях статью.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
У Масару Ибуки (кстати, одного из основателей компании "Сони") много полезных советов. Насчет "не молчать". Помню, нашла хорошую конструкцию для себя: на прогулка повторяла деточке, катая ее в коляске, как говорят киска, собачка, курочка, мышка и т.д. Это так нравилось дочке, что заставляла повторять снова и снова
Только вот утверждать, что характер определяется воспитанием, не стала бы. В какой-то мере - да, но у человека есть врожденные задатки, и это тоже не стоит сбрасывать со счетов.
Оценка статьи: 5
0 Ответить