Дома такие ситуации бывают тоже, но реже, дома как-то удается их гасить. В саду — это катастрофа: воспитатель звонит и просит прийти и успокоить ребенка. Как помочь ребенку научиться справляться со своими чувствами, большой ведь уже. Вопрос психологу.
Начать лучше с похода к доктору. Это поможет убедиться в том, что ребенок здоров и у него нет неврологических причин для того, чтобы так себя вести.
Обратите более пристальное внимание на самого ребенка. Вы говорите, что дома ему легче справляться со своими чувствами. Благодаря чему это ему удается: мама рядом, привычная обстановка, взрослые ведут себя определенным образом… каким? Что говорят и делают взрослые, оказавшиеся рядом в особо эффективных, когда истерика предотвращена, ситуациях? На какую интонацию, какие слова и жесты ребенок реагирует оптимальным образом? А еще? Что еще дома помогает ребенку оставаться спокойным?
Составьте список таких условий. Например, когда ребенок начинает кукситься, я подхожу к нему со спины, обнимаю за плечи и ласковым шепотом говорю: «Тш-ш-ш, давай посмотрим, что здесь можно сделать, как горюшку твоему помочь». Ребенок успокаивается, и с ним уже можно вести конструктивный диалог.
Или, когда ребенок начинает капризничать, хныкать, я говорю «волшебную» фразу:
Тише, Танечка, не плачь,
Не утонет в речке мяч!
Ребенок отвечает, что он не Танечка, и его внимание переключается, он успокаивается.
Из таких записей может получиться целая инструкция по обращению с конкретным ребенком. Пусть первоначально оказываются включены все способы прекращения (предотвращения) истерики, имевшие эффект даже однократно. Затем можно будет выбрать наиболее эффективные и пользоваться ими. Важно помнить, что имеет смысл начинать действовать сразу же, как только возникнет неприемлемое, «хнычущее» поведение ребенка. Предотвратить или остановить скандал гораздо проще в начале пути, чем когда он в разгаре — ребенок идет вразнос, взрослый кипит от негодования!
Ребенок растет и постепенно учится применять кодовые фразы, помогающие успокоиться, самостоятельно.
Для устранения истерики бывает важно понять, что лежит в ее основе. Если ребенок устал, голоден или приболел, не место и не время педагогическим экспериментам: необходимо как можно скорее удовлетворить нужды ребенка, избегая каких-либо, сколь угодно мелких провокаций.
Если ребенок впадает в истерику от отчаяния: он пытается удовлетворить какую-либо потребность, но не знает, как это сделать приемлемым путем, натыкается на педагогическую твердость взрослого, считающего, что найти этот путь ребенок должен сам. В этой ситуации ребенку необходима поддержка и подсказки, где же он, этот самый путь. Например, первоклассник бьется над задачей: одно решение неверно, другое, третье… От четвертого ребенок отказывается с криками и сбрасыванием учебников со стола.
Если ребенок истерикой требует внимания от взрослого, важно показать малышу, как выбирать время и место для общения, ввести правила, в рамках которых в определенный момент маму/папу трогать можно, а в другой — нельзя. Дети легко и быстро усваивают короткие и емкие правила, эффективно учатся ими оперировать. Правила значительно упрощают жизнь ребенка, делают ее стабильной и предсказуемой, это добавляет спокойствия всем участникам ситуации, способной перетечь в истерику.
Существует ряд условий, когда лучше не пробовать разобраться с истериками самостоятельно, а искать помощи у специалистов:
1. Ребенок во время истерики причиняет физический ущерб себе и/или окружающим.
2. Истерики происходят часто (пять и более раз в день).
3. Истерика может происходить где угодно, ребенок не обращает внимания на условия, в которых находится, они для него совсем не важны как сдерживающий фактор.
4. Когда истерика — только малая часть имеющихся проблем в поведении ребенка.
5. Когда в семье есть и другие члены семьи, склонные к достижению своих целей через истерику.
Если причина не в заболевании, то нужно взять отдуши отдубасить родителей, чтоб знали как воспитывать детей!
Оценка статьи: 1
0 Ответить