Но уже неделю чуть не каждый день плачет: «Я не такая, как все… Я стесняюсь разговаривать с новыми людьми… Я никогда не выйду замуж…» Труднее всего ей объяснять сверстникам, что у нее с губой. Уже и не знаю, что говорить ребенку. Исчерпала все доводы". (Вопрос психологу.)
Ваша девочка сейчас в том возрасте, когда внешности придается особое значение, когда даже очень красивые девочки могут проводить довольно много времени перед зеркалом, выискивая малейшие недостатки и переживая по их поводу. Состояние девочки сейчас с большой долей вероятности обусловлено тем, что кто-то значимый обратил внимание на особенность ее внешности — это взволновало ее, заставило сконцентрироваться на этом недостатке и лишило уверенности. Наша задача сейчас вернуть девочке уверенность в себе.
Давайте будем последовательными. Хорошо, если получится узнать, что стало отправной точкой этих переживаний, на чьи слова дочь отреагировала таким образом. Это знание поможет объяснить возможные мотивы того человека и сделать его слова менее ранящими для дочери. Ведь возможно, у человека не было желания обидеть, а просто имелся интерес, стремление узнать дочь получше (если это был вопрос, а не замечание), например.
С другой стороны, возможно, дочери и вовсе никто ничего не говорил, но нравящийся ей человек, к примеру, обратил свое пристальное внимание на другую девушку, и тем самым побудил копаться в себе и выискивать недостатки, и на поверхности оказалась привычная неправильность губы.
Независимо от того, что стало источником переживаний, можно провести с дочерью несколько взаимосвязанных между собой бесед и упражнений.
1. Поговорите с девочкой об относительности понятия «красота». О том, что в разное время даже в Европе бытовало абсолютно разное представление о красоте в целом (вспомните рубенсовских женщин, посмотрите различные репродукции), не говоря уже об экзотических странах (например, шеи длиной 30−40 сантиметров или крошечные, специально изуродованные в детстве, ножки китаянок). К беседе необходимо тщательно подготовиться.
2. Если девочка все-таки продолжает считать форму губы недостатком, поговорите о том, что люди, имеющие какие-либо недостатки, часто добиваются невероятных успехов, потому что считают, что успех им необходим для компенсации. Приведите в качестве примера Майкла Йорка (известный американский актер с болезнью Дауна), Демосфена, Дикуля.
3. В качестве шутливого примера красоты можно посмотреть мультфильм о потерявшемся бегемотике, который искал свою маму-бегемотиху. Его спрашивали: какая она твоя мама? Он отвечал — самая красивая. Его привели к фотомодели — он сказал: моя мама гораздо красивее. Этот мультфильм также иллюстрирует тезис: когда любишь человека, то принимаешь его целиком со всеми достоинствами и недостатками.
4. После беседы, когда непоколебимые стереотипы девочки относительно красоты пошатнутся, сядьте с ней перед большим зеркалом и рассмотрите внимательно ее лицо: длинные пышные волосы, красивой формы большие глаза, длинные пушистые ресницы. Пусть для каждой черточки на лице у вас найдется ласковое слово, комплимент.
Когда дойдет очередь до губ, поиграйте с их формой: вытяните в ниточку, выпятите — посмотрите, как при этом меняется выражение лица и само лицо. Отметьте, что при этом в зеркале появляется совсем другая девочка, не та, которую вы знаете и любите. Менее естественная и красивая. А свою девочку вы очень любите, и все, кто ее знает хотя бы немного, тоже очень любит. Обнимите дочь и посидите с ней немного.
5. В каникулы предложите съездить куда-нибудь вместе, чтобы развеяться и отвлечься, максимально насыщенно провести свободное время, оказаться среди людей, занятых получением новых впечатлений, а не анализом недостатков внешности.
У меня с детства есть серьезная проблема с внешностью. Пластику можно было делать только после 18 лет, но и после 2 операций довольно заметно.
Естественно, я по этому поводу сильно комплексовала. Особенно много проблем было, когда в 13 лет мы переехали в другой город и поменяли школу.
Я всегда знала о своих проблемах и пыталась компенсировать недостатки внешности чертами характера, подчеркнуть выгодные природные достоинства одеждой, жестами и т.д.
В итоге, могу сказать следующее:
- Глупые вопросы прекратятся, когда окружающему контингенту будет лет 19-20. В ВУЗе меня в лоб уже никто не спрашивал. Я как бы невзначай рассказала все одной-двум близим подругам, они, видимо, донесли до остальных и интерес сам по себе угас. Училась и общалась я абсолючно не замечая своих особенностей.
- Не побоюсь такого вывода, но именно благодаря своей внешности я стала тем, кто есть. Я научилась общаться с людьми, причем, не только говорить, но и слушать, быть адекватным собеседником. Я освоила мужскую психологию, как говорится, "мальчики всегда во мне чего-то находили". Сейчас я замужем, мы 6 лет вместе.
- Моя работа связана с общением с людьми, ни меня, ни работодателей моя внешность не волнует в этом плане.
Что мне помогло:
- Разные умные фразы: никогда не думай, что думают о тебе другие люди, потом что они больше заняты мыслями, что ты думаешь о них.
- Поддержка родных.
- Образование психолога.
Что могу посоветовать родителям:
- Говорите с ребенком о мотивах других людей. Если подросток кого-то гнобит, скорее всего, у него самого есть проблемы.
- Учите огрызаться. Желательно, остро и больно. Чтобы неповадно было.
- Маленькие шрамы и немного неправильная форма губ - вполне решаеая проблема. Посоветуйтесь с хорошими специалистами. Крем от шраов и перманентный макияж помогут скорректировать проблему. Только сначала все выясните без девочки, чтобы ее не зацикливать на внешности. Я к тому, что если есть возможность ребенку не проходить через все это, нужно этим воспользоваться.
Ну и напоследок. С высоты своих 28 лет я давно поняла, что внешность - такая ерунда. Как говорится, чтобы это было моей самой большой проблемой в жизни Сейчас у меня есть возможность еще немножко скорректировать свои "особенности", но мне банально лень - меня итак любят за то, что более важно.
0 Ответить
Юлия Георгиева, теоретически все верно. Но на деле не все так просто.
И в 20, и в 30, и в 40 люди непроизвольно будут обращать внимание на то, что ты не такой, как они.
Но то, что надо на этом месте нарастить мозоль равнодушия, - верно.
Часто это работа длиною в жизнь.
0 Ответить
Юлия Георгиева, золотые слова. Вам все + 1000
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Очень слабая статья.
Описанная ситуация, для ребенка 13 - 15 лет, да ещё с проблемами физического развития, безумно трудна и опасна. То, что он не такой, как все, ребенок начинает осознавать лет в 9 -11, но то, что его особенности могут "испортить ему жизнь" начинает "понимать" лет в 13-15.
Если родители не готовили его к самостоятельной жизни с раннего детства, а скрывали или затушевывали его проблемы, в надежде, что "все притрется" (обойдется, стерпится), то тем негативнее реакция осознания ребенком своих "недостатков". Знаю несколько случаев суицида. При более благоприятном стечении обстоятельств, разрешение этой ситуации приводит к возникновению у ребенка практически полного недоверия родителям, которое приводит к не менее драматичным последствиям.
Помочь может только грамотный и опытный психолог и то, если к нему придут и ребенок, и родители (в первую очередь - мать).
Оценка статьи: 3
0 Ответить
Всегда привлекали люди чем-то ОТЛИЧНЫЕ от большинства. И умеющие, и не торопящиеся себя подстраивать под "нормальное" большинство. Но это, конечно, требует незаурядной силы и выносливости.
А физические недостатки - как замечательный стимул развивать в себе что-то более глубинное, настоящее, не зацикливаясь на своей привлекательной внешности.
0 Ответить
Галина Шубина, если взглянуть дальше, а не только на уровне решения последствий, но и понимания причин, то причина, конечно, не в заячьей губе, маленьком росте или излишнем весе. Причина именно в том, как к тебе относится социум и как ты себя в нем чувствуешь. (Если заячья губа, или например, заурядная внешность, не приносят физических страданий, то с ними можно замечательтным образом жить).
Попробуй полюби себя искренней и преданной любовью. Даже когда не любит никто.
Но, согласен, общество жестоко. Оно старается выдавить из себя тех, кто не соответствует его быстро меняющимся нормам - и увечных, и одаренных.
(Я прекрасно себя ощущаю в своей оболочке, у меня нет к себе никаких претензий, когда я "сам с собой". Но даже я, взрослый мужчина, часто бываю недоволен своим "несовершенством". Отсюда, нужно работать над собой ежедневно).
0 Ответить
читать дальше →
0 Ответить