Ой, как бы здесь пригодились хорошие советы тех родителей, кому удалось на практике пройти определённые шаги в воспитании и получить при этом положительный результат. Часто родители начинают сомневаться, а возможно ли вообще приучить ребёнка к порядку? Я, как отец троих замечательных детей, могу выделить шесть принципов-советов, применяя которые, удаётся достичь желаемого результата.
Первый принцип. Первое, что необходимо сделать родителям, желающим приучить своего ребёнка к порядку и дисциплине, это принять решение, что это они будут делать из любви не только и не столько к себе, сколько к своему ребёнку. Дети очень остро чувствуют, чем руководствуются их родители в воспитательном процессе, поэтому принятие такого решения поможет родителям самим дисциплинировать себя, в первую очередь, в этом нелёгком деле. Пусть вашими действиями руководит любовь! Взаимоотношения, основанные на искренней любви и привязанности, обычно складываются правильно, даже несмотря на неизбежность отдельных ошибок и просчетов со стороны родителей.
Второй принцип. Следует избегать требований, которые невозможно выполнить. Нужно быть абсолютно уверенным в том, что ребенок способен исполнить то, что от него требуют. Никогда не наказывайте его за то, что, например, ночью у него оказалась мокрой постель из-за недержания мочи, или он не смог научиться ходить на горшок к своей первой годовщине, или плохо успевает в школе из-за того, что ему не хватает способностей к учебе. Конечно, при условии, что все подобные действия непреднамеренны. Предъявление требований, которые ребенок не может выполнить, создает ситуацию неразрешимого конфликта. Это очень ранит психику ребёнка и наносит ущерб его эмоциональной сфере.
Третий принцип. А для того, чтобы ребёнок понимал, что вы от него ждёте и требуете, определите границы дозволенного. Сделать это надо прежде, чем вы начнете следить за соблюдением порядка. Важный и необходимый этап в процессе приучения детей к дисциплине сводится к установлению разумных требований и ограничений. Ребенок должен знать, в чем заключается приемлемое или недопустимое поведение, и только тогда от него можно требовать ответственности за соблюдение конкретных правил. Выполнение этого предварительного условия исключит возникновение сильнейшего чувства несправедливости, которое юные существа испытывают, когда их наказывают морально или физически за ошибки и промахи, или за какой-нибудь случайный проступок. Если правила и ограничения не определены, то наводить порядок в жизни ребенка нельзя!
Четвёртый принцип. Очень важно для родителей научиться различать границы между сознательным неповиновением и ребяческой безответственностью. Следует помнить, что некоторые действия типичны для детского возраста. Чаще всего то, что ваш ребёнок не вынес мусорное ведро или не покормил своевременно собаку по вашей просьбе, совсем не означает, что он противится вашему родительскому авторитету и делает это намеренно. Это ничто иное, как детская безответственность — явление, не имеющее ничего общего с откровенным неповиновением, и поэтому бороться с ней следует спокойными методами.
Пятый принцип. И наоборот, когда дети открыто бросают вызов неповиновения, отвечайте на него решительно и уверенно. Однако это просто сказать, но значительно труднее выполнить. Но, поверьте, именно это самый важный и переломный момент в этом процессе. Если ребенок понимает, чего от него ждут, он должен нести ответственность за свое поведение. Большинство детей пытаются подвергнуть испытанию или подорвать власть старших и бросить вызов их праву на роль руководителя. В момент такого мятежа маленький ребенок, прежде чем выполнить желания взрослых, будет обдумывать их и нарочно, из упрямства, предпочтет их не исполнять. Когда такие столкновения случаются между представителями разных поколений, то для взрослой стороны предельно важно победить уверенно и решительно. Ребенок явно демонстрирует свое стремление к борьбе, а родителям должно хватить мудрости не разочаровать его в этом! Нет ничего опаснее для сохранения роли родителей как руководителей, чем ситуации, когда они оказываются безоружными и разбитыми в этой борьбе поколений. Когда любой из родителей постоянно терпит поражения в этих битвах, разражаясь слезами или переходя на крик, обнаруживая другие признаки слабости, неспособность управлять собой и ситуацией, тогда наступают драматические изменения в видении образа родителей их ребенком. Он перестает видеть в отце или матери надежного и заслуживающего доверия лидера в своей жизни. Родители могут превратиться в глазах их детей в бесхитростных, бесхарактерных людей, которые не заслуживают уважения и преданности. И одновременно с победой, которую ребёнок, якобы, одержал в этой борьбе, он разочаровывается. Разочаровывается в своих родителях, не способных быть твёрдыми и идти до конца в своих требованиях.
Шестой принцип. Когда вам удалось отстоять свой родительский авторитет в конфликтной ситуации, стоит вновь вернуться к первому принципу и вспомнить о любви, которой вы руководствуетесь в воспитательном процессе. Это, конечно, для тех, кто забыл об этом, увлёкшись самим процессом. Но тем и другим стоит проявить любовь после того, как столкновение закончилось. Это должно выражаться в увещевании, утешении и наставлении ребенка. Когда прекратился конфликт, во время которого родители продемонстрировали свое право на лидерство (особенно если все закончилось слезами ребенка), у детей возникает потребность в утешении, в желании почувствовать, что их любят. Пользуясь всеми доступными средствами, пойдите навстречу и дайте им желанное утешение. Прижмите ребенка к себе и скажите, как вы его любите, и постарайтесь еще раз объяснить ему, за что он был наказан, что ему нужно делать, чтобы подобная неприятность больше не повторялась. Во время таких разговоров на фоне проявлений любви и заботы закладывается и строится здание понимания и семейного единства.
Я понимаю, что не все родители согласятся со мной и готовы будут пойти этим путём, и не стоит, наверное, всем действовать одинаково. Но, поверьте мне, это работает и приносит положительный результат и, что самое важное, не портит взаимоотношения с нашими дорогими детками. Желаю всем родителям и бабушкам-дедушкам, принимающим участие в воспитании детей, быть мужественными и успешными!
И сейчас вопросы статьи актуальные. Но у каждого свой метод воспитания.Кто на что горазд. Интересно было прочесть.
0 Ответить
Конечно можно если с детства учить!
0 Ответить
4 с жирным плюсом... Почему? Мне кажется здесь не хватает самого главного (или я не заметила?). А главное в том, что прежде чем учить ребенка порядку и дисциплине - надо начать с самого себя.
ведь дети - это отражение нас самих.
Живые примеры: если ребенок постоянно капризничает, надо поглядеть на себя. Где-то идет перегиб в отношениях с окружающими людьми. Исправив у себя, автоматически улучшится отношени к жизни у ребенка. Или если родители сами не живут в дисциплине, как этого можно требовать от детей? Кстати, у своего 10-ти летнего сына заметила однажды особенность - всегда все делает в последний момент. Долго думала - как его организовать, пока не стала замечать, что САМА так живу. Пришлось не его исправлять, и наставлять, а начать сначала с себя. Долго ни чего не выходило (привыкла все на последок), но как справилась сама с собой, так и он стал иначе относиться к делам. При чем заранее это с ним не обсуждала. А вообще, Валерию большущее спасибо.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Это, кстати, теория такая есть. Психологического моделирования личности. Если вы можете выступать примером для другого ( в том числе и ребенка), то есть имеете авторитет, вы сможете его формировать так, как вам заблагорассудится
Оценка статьи: 4
0 Ответить
А мне понравились все советы, осталось только им следовать
0 Ответить
А можно дите воспитывать в жутком беспорядке - тогда оно, повзрослев, из вредности само начнет бороться за порядок и дисциплину. Еще и родителей примется дрессировать.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Люба, это совершенно новая методика...
0 Ответить