Елена Ермолова Грандмастер

Как научить ребенка выговаррривать «рррр»?

Если спросить у Интернета, как поставить звук «р», ответы не будут разнообразны, все как один повелят за обучением детей обратиться к логопеду. Но это сделать мы всегда успеем. А пока пробуем научить сами.

Фото: NattyPTG, Shutterstock.com

Для начала покажем, как можно на кончике языка, как на ложечке, удерживать ягодку или небольшой шарик. Можно позабавиться, сделав из языка чашечку и наливая в нее воду — неплохое логопедическое упражнение.

Дальше краем этой чашечки касаемся верхних зубов. Должны натренироваться мышцы для правильного произношения звуков.

Если чашечка никак не получается, придется погрешить против правил хорошего тона и начать с облизывания тарелок. Это очень хорошая тренировка для языка, и там, где естественное желание слизать остатки мороженого с блюдечка не обрубалось строгим окриком, и скороговорки в основном не представляют собой никакой трудности:

  • «Ехал грека через реку…»
  • «Триста тридцать три тракториста…»
  • «Чёрной галке чёрный дрозд подарил черники гроздь…»
  • «Карл у Клары украл…»
  • «Вороватые вороны разворовывали варенье…»
  • «Корабли лавировали, лавировали да не вылавировали…»
  • «Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…»
  • «Во дворе трава, на траве дрова …»
  • «Четыре чёрненьких, чумазеньких, чертёнка…»
  • «Осип охрип, а Архип осип…»
  • «Жили-были три китайца Як, Як-Ци-Драк и Як-Ци-Драк-Ци-Драк-Ци-Дрони…»
  • «В недрах тундры Выдры в гетрах Тырят в вёдра Ядра кедров…»
  • «Триста туристов раз по триста треску трескали…»
  • «Заря заряжает, зараза заражает. С презрением воззрись на заразу на заре…»
  • «Перепись переписала трижды переписанные результаты переписи…»
  • «Пригрезилось Ивану Грозному, что грозны Иваны грязные…»
  • «Горожане нагородили, пригород разгребает…» и так далее.

Тренируя каждый день мышцы языка для дикции, заодно поставим и дыхание. Приложите лист бумаги к стене и просите дуть на него так, чтобы был прижат и не падал вниз. Попросите наклонить пламя свечи, не затушив его, и подольше удержать пламя наклоненным. Поиграйте в футбол, гоняя дыханием ватный шарик. Сделайте пульверизатор из двух трубочек для обрызгивания цветов. Научите рассеивать ртом воду так, как это делали хозяюшки до появления утюга с отпаривателем.

Когда край «чашечки» из языка будет легко удерживаться у альвеол, можно мизинцем или наконечником ручки поводить под языком из стороны в сторону на выдохе. Получается некое подобие «р», которое довольно легко переходит в нормальный звук «р», особенно после «т», как в слове «трава». Иногда «р» возникает как маленькая хитрость в ответ на просьбу как можно быстрее произнести сто раз подряд «д». И не важно, что в споре с подсчетом числа «д» за минуту победит не «д», а «р», был бы результат.

После того как язык начинает слушаться и звук «р» — получаться, встает вопрос об изменении привычки. Ребенку, который привычно грассирует, ни к чему переучиваться, у него и без того все неплохо звучит. Даже по-своему изысканно. А если голову запрокинуть?

И тут оказывается, что маленький язычок в этом положении не работает, а настоящее русское рррычание с трепыханием кончика языка у края верхних зубов отлично получается. После нескольких тренировок с запрокинутой головой картавость проходит.

Как научить ребенка выговаррривать «рррр»?
Фото: Depositphotos

Но договориться с ребенком о таких тренировках непросто. Зато можно поиграть с ним в машинку. Мотор машины рычит, а видеть, что впереди, машина сама не может. Кладем руку сзади на шею, откидываем на свою руку голову ребенка и водим его, пока рычит, то есть пока мотор работает. Интерес тем больше, чем больше несложных препятствий встречается на пути «машины» и чем больше комментарии приближены к ситуации на дороге. При этом хоРошо бы взРослому утРиРованно выговаРивать букву «Р».

Ну, а дальше снова скороговорки для дикции. Например:

  • Те, кто говорят скороговорки — скороговоруны.
  • Те, кто изучает мастерство скороговорунов — скороговоруноведы.
  • Те, кто любит читать скороговоруноведов — скороговоруноведофилы.
  • Те, кто ненавидит скороговоруноведофилов — скороговоруноведофилофобы.
  • Те, кто поедает скороговоруноведофилофобов — скороговоруноведофилофобофаги.
  • Те, кто ведёт борьбу со скороговоруноведофилофобофагами — антискороговоруноведофилофобофаги.
  • Те, кто выдаёт себя за антискороговоруноведофилофобофагов — квазиантискороговоруноведофилофобофаги!

В пРинципе «Р» выРабатывается на Различных пРавилах Русского языка, на теоРемах геометРии, на Рассказах об истоРических закономеРностях, о Радио и РадаРе, о гаРажах, о Ремеслах, о пРофессиях от Рыболова до пРограммиста.

Предложите ребенку упражнение на внимательность: надо в тексте повычеркивать «р» и «л», это неплохо тренирует различение схожих звуков, при котором органы артикуляции делают нужные микродвижения. Заодно, быть может, найдутся словосочетания с очень частым звуком «р» для новых скороговорок, которые можно разместить на специальных сайтах (хотя бы Скороговор.ру) для других любителей скороговорения. Раскатистый сонорный звук «р» очень нравится детям, и они с удовольствием сочиняют или повторяют стишки с ним:

Роя норку, старый крот
Разрыхлил нам огород.
(Л. Ульяницкая)

Радуга
В небе гром, гроза.
Закрывай глаза!
Дождь прошел. Трава блестит,
В небе радуга стоит.
(С. Маршак)

Про страусов
Страусы строят гнёзда в сторонке.
Странными смотрятся эти воронки.
Ямы в песке роют быстро и просто
Стройные птицы высокого роста.

Барабан
Левой, правой!
Левой, правой!
На парад идёт отряд.
На парад идёт отряд.
Барабанщик очень рад.
Барабанит, барабанит
полтора часа подряд.
(А. Барто)

Верочка с Егоркой
У костра под горкой
Верочка с Егоркой.
Верочка с Егоркой
Твердят скороговорки.

Разговор у них проворный,
Быстрый и скороговорный:

«Марширует офицер,
Рапортует инженер,
Разгорается костер», —
Рады Вера и Егор.

Ворона
 — Кар! — кричит ворона. — Кража!
Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку.

 — Стой, ворона, не кричи.
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана,
У тебя ведь нет кармана.

 — Как! — подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно.
 — Что ж вы раньше не сказали!
Караул! Карман украли!
(В. Орлов)

Потерялась буква Р
Где? В трамвае, например.
Или мы её вчера
Не забрали со двора?
Уронили в гастрономе,
Не нашли за дверью в доме?

Или спрятали (проверьте!)
В распечатанном конверте?
Может, милиционер
Приведет нам букву Р?

Но сказала громко Маша:
 — Отыскалась буква наша!
Посмотри, как просто это:
Рыба! Рак! Рука! Ракета!
(В. Творогова)

У Олесика всегда
С буквой «эр» была беда.
Скажет «рак» —
Выходит «лак».
Вместо «рожь» —
Выходит «ложь».

У щенка, который злился,
Он рычанью научился.
И теперь назло беде
Произносит «эр» везде:

«Крокодир» и «мороток»,
«Мороко» и «коробок».
В зоопарке «рев» и «рвица»…
У кого же «эл» учиться?
(Н. Тимчак)

Попробуйте добавить свое, авось получится?

Что еще почитать по теме?

Как научить ребенка говорить «р»?
Как научить ребенка правильно произносить английские звуки?
Как научить ребенка говорить правильно в домашних условиях?

Обновлено 20.10.2017
Статья размещена на сайте 19.11.2013

Комментарии (5):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Из собственного опыта. В 5 лет ребенок еще не выговаривал Р и Л, правда, говорить начал в обычное время, но после сильного ожога и испуга перестал говорить вообще - только получались междометия... В конце концов говорить стал, но вот Р и Л не получались. Пришлось вспоминать все, что когда-то об этом слышала и читала... Интернета тогда не было, да и жили в деревне. Вспомнился плакат в детской поликлинике, куда меня в детстве водили к врачу. Тогда все стены в поликлинике были увешаны разными плакатами, а я читала все подряд... У кабинета, как я теперь понимаю, логопеда висел плакат о том как надо учить ребенка выговаривать буквы...
    Учила ребенка правильно ставить язычок - когда надо сказать Л - к нёбушку, а когда Р - к зубкам.
    Муж усилил мотивацию: пообещал сразу же съездить в город и купить машину с педалями, на которой можно ездить (были раньше такие), если ребенок скажет "руль".
    Сработало. Несколько дней занятий со мной и самостоятельного бормотания по вечерам в кроватке, и ребенок подошел к отцу и гордо сказал "руль!"
    Пришлось в выходной ехать за машиной...

    • И снова показала свою силу мотивация.

      Приятно было вспомнить про плакаты. Действительно, плакаты были многочисленные и хорошо прорисованные. Настенная энциклопедия жизни.

      Врач говорил, что раньше дети были с лучшим зрением потому, что писали много на доске и читали плакаты (учебников и тетрадей не хватало), плакаты были и учебником, и проповедником.

  • За один вечер элементарно обучил ребёнка, выговаривая с ним слова, где после Р идёт мягкая гласная, например, ХРЮША. Пришлось напрячься и изобретать много новых сочетаний: БРЮКИ, РЯЖЕНКА, КРЯква, ТРИ, СМОТРИ...

  • Если думать о поисковиках, то надо, наверное, убрать лишние "р" в названии? А если хочется не сливаться с другими статьями на ту же тему, то и так хорошо. Название стало вопросом.