Или же просто берем малыша и сажаем его перед чистым листом бумаги и разноцветными баночками красок. Даем в руки кусочек пластилина. Показываем, как набрать кисточкой краску и нанести на бумагу, как размять пластилин.
А еще все (или почти все) мамы знают, что с этого момента нужно предоставить малышу определенную свободу действий. Ведь творчество — для того, чтоб творить, а не следовать предписаниям, не так ли? В теории все прозрачно. А на практике?
Процесс и результат
На практике большинство из нас чрезмерно бдительны. И это мешает ребенку почувствовать свободу уже в ту минуту, когда он делает первый шаг в освоении новой задачи. Малыш лезет в заветную баночку пальчиками, размазывает краску по лицу и бумаге. А то и вообще не приступает к рисованию, окуная кисточку в краску и тут же смывая ее — чтоб посмотреть, какого цвета станет вода в баночке.
На этом этапе мама обычно забирает у малыша кисточку и показывает, как «надо» и как «правильно». Это в лучшем случае. В худшем же — начинает ругать чадо за проявления своеволия, испачканные руки и стол. Ведь держать кисточку нужно правильно (а не зажимать в кулачке), краски набирать немножко, а рисовать — аккуратно. И вообще — солнце зеленым не бывает.
Почему так происходит? Нам важно научить ребенка рисовать. Так уж мы, взрослые, устроены: нам нужен результат. А результат — симпатичный рисунок, который можно показывать знакомым со словами «Это наша Катя нарисовала» и слышать возгласы одобрения и умиления.
Да, нам нужен результат. Но кроха об этом не знает, как и о существовании изобразительного искусства и возможности чьей-то оценки его творений. Ребенка интересует процесс — то, что происходит здесь и сейчас. Его интересует, что получится, если:
— погрузить кисточку в краску целиком;
— размазать краску пальчиком;
— смешать этот цвет с вот этим;
— вылить все краски на стол и растереть ладошками…
Но вернемся к первому абзацу: действительно ли цель занятий творчеством — вырастить из крохи профессионального художника, научить его работать с материалом? Когда говорят о пользе детского творчества, подразумевается совсем другое…
Маленький властелин судьбы
Через процесс творчества малыш должен приобрести навыки общения с миром, научиться самовыражению. И что еще важно — творчество дает безграничные возможности для манипулирования материей и пространством. Да-да, безграничные — если, конечно, родители не создадут эти границы.
Отсюда вопрос: почему мы создаем границы? Ответ: потому что для нас их создает общество. Наше сознание уже «испорчено» штампами и понятием нормы. Но сознание малыша — это белоснежный лист, на котором он своими пальчиками ставит первые отпечатки своего «я».
Принимая решение, как поступить с чистым листом бумаги, ребенок учится принимать решения вообще, искать нестандартные подходы. Дети порой удивляют нас, взрослых, свежим взглядом или неожиданным видением привычных вещей.
Творчество — это процесс закладки «создателя» в ребенке. Не столько создателя шедевров искусства, сколько создателя, хозяина своей судьбы. Именно сейчас у малыша закладывается отношение к жизни: будет ли он подстраиваться под события и обстоятельства или будет их активно создавать.
Внушая ребенку, что творить нужно «только так и не иначе», мы навязываем ему реактивный способ мышления, учим быть заложником обстоятельств. Тогда как все успешные люди мыслят проактивно.
Больше, чем лужа краски
Есть и более приближенные по времени цели творчества — приятное времяпрепровождение в компании родителей. Но если проявление креативности малыша будет ограничено строгими рамками, у него может остаться плохое впечатление от первого знакомства с красками и пластилином.
Как результат — может исчезнуть желание заниматься творчеством, и вся польза от занятий, кроме умения делать «правильно», сойдет на нет. Но что есть «правильно» и «нормально»?
Все нормы навязаны культурой, в которой мы живем. Мы с вами уже являемся носителями этой культуры, ребенок же только начинает ее познавать и обладает большей свободой в плане самовыражения. Поэтому нам тоже есть чему поучиться у малыша.
Поднимитесь с ребенком над нормой, попробуйте мыслить, как он, и увидите безграничные возможности творчества. Вполне возможно, вы тоже начнете получать удовольствие от спонтанности процесса, чего вряд ли стоит ожидать от запланированного рисования солнышек, цветочков и ёлочек по стандартной схеме.
А последствия творческих экспериментов… можно прибрать вместе с ребенком, точно так же — играючи. В конце концов, истинная польза от таких занятий перекроет собой любую лужу краски на полу.
Очень хорошая статья. И свое детство вспоминаешь, и как в нем про-разному реагировали взрослые на твои проявления творчества. И сейчас, когда уже есть свое чадо, эта тема выходит уже, можно сказать, на первый план.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Статья очень понравилась.Помню, что мне в детстве тоже очень не нравилось делать все "как надо", например, не нравилось, что в рисунке нужно делать рамочку.
Недаром же многие великие творцы - самоучки. Они изначально не знали как правильно, поэтому смогли изобрести свой неповторимый стиль.
Важно научить ребенка не рисовать, важно научить его изобретать.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Юлия Георгиева, это какие многие?
0 Ответить
Еж Руматович, П. Гоген (1848-1903), Морис Вламинк (1876-1958), Морис Утрилло (1883-1955), Сава Секулич (1902-1989), Иван Генералич (1914-1992), Никифор Крыницкий (1895-1968), Филипп Малявин (1869-1940), Джек Веттриано (р. 1951), Алан Батт (р. 1960) и т.д.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юлия Георгиева, не хочу показаться слишком популистским, но попробуйте просто на улице у людей спросить кого они считают великим творцом в живописи, или в чем то другом. Ручаюсь, ни одной названной вами фамилии не будет. А список при этом будет внушителен.
0 Ответить
Еж Руматович, если я попробую спросить людей на улицах, сомневаюсь, что они вообще больше двух самых известных фамилий вспомнят. А если попрошу назвать картину - то вообще не одной. Кроме Черного квадрата
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Юлия Георгиева, Вы недооцениваете людей. Я вот спрашивал три года назад у студентов "не культурных" специальностей и 5-6 сходу называют. да Винчи очень популярен у молодых, А Шишкин у тех, кто на заочном. Айвазовский, Ван Гог, Босх, Дали, рафаэль, ну и Малевич, кудыж без него. И картины знают. не все конечно. Но поймите, что вот Да Винчи Велик, как и Рафаэль, по тому как искусство все таки должно принадлежать и восприниматься массами. Конечно, должно быть искусство и для специалистов, Должно быть, но вот вопрос великости открыт.
0 Ответить
Не хотелось бы, конечно, мешать творить ребёнку, но, вмешаться просто необходимо. Во-первых, автор уже и не ребёнок, а во-вторых амбивалентность надо пресекать в зачатке. Впереди ещё, я очень надеюсь, большая жизнь, а раздвоение личности не самый лучший спутник. Начало было очень обнадёживающим: "процесс творчества", "навыки общения с миром", "самовыражение", всё говорит о том, что автор ещё не забыл, ему ещё знакомо это чувство беззаботного "манипулирования материей и пространством". Но дальше, чёрной тенью, выходит "сознание уже «испорчено» штампами и понятием нормы". Внутреннее пространство уже не творческий процесс, как раньше, это вполне конкретный и ограниченный лист бумаги. Да он ещё чистый, но это только для того, чтобы начать создавать обстоятельства, в этом мечта проактиваста. Уже нет необходимости в непосредственном общении с миром, в самовыражении посредством манипуляции материей и пространством, пришла пора, ради всеобщего признания, начать создавать нужные обстоятельства на утеху, жаждущей развлечений, толпы.
Оценка статьи: 1
0 Ответить