Они не вылезают из компьютерных игр, не отходят от телевизора. Что понесет ваш ребенок с собой во взрослую жизнь? О да, он наизусть знает, сколько уровней и как их пройти в популярной компьютерной игре. Для развлечения, кратковременного, это подойдет. Но как это ему поможет в дальнейшем, когда он будет работать и воспитывать своих детей? Если сейчас сын подойдет и спросит у вас, кто такой капитан Грант и почему его где-то там искали, вы, конечно, ответите, вы же читали в детстве роман «Дети капитана Гранта». А он что расскажет своим детям в ответ на аналогичный вопрос, если не прочтет книгу? Дело не в этой книге конкретно, а вообще, в уровне интеллекта. Который повышается и развивается чтением.
Хочется верить, что в большинстве семей родители все-таки приучают своих детей читать книги. И все не так плохо. Но если вы пропустили этот важный момент — вызвать интерес к книгам у вашего ребенка, обязательно наверстайте упущенное. Лучше поздно, чем никогда.
Когда мы, будучи подростками, зачитывались приключениями Тимура и его команды, например, как-то незаметно для нас самих формировалась наша нравственность, важнейшие критерии, которыми должен руководствоваться в жизни каждый порядочный человек. Мы учились отличать хорошие поступки от плохих. Учились помогать, не оставаться равнодушными. Множество книг научили нас тому, что мы знаем сейчас. Это было огромное подспорье в воспитании детей нашим родителям, бабушкам, дедушкам, учителям.
Недавно в соцсетях встретилось высказывание: «Я боюсь, что обязательно наступит тот день, когда технологии превзойдут человеческое общение. И мир получит поколение идиотов».
Задумайтесь, ведь это близко к истине. Поколение наших детей рискует больше всех. Мы учились еще тогда, когда в приоритете было качественное образование, интеллектуальное обогащение. Наши дети рискуют жить по примеру человека-паука, вампиров, губок-бобов разных, бэтменов, людей в черном и т. д. Этим героям дети будут подражать. Будут равняться на них. Даже мы, взрослые, общаемся с друзьями все больше с помощью сети Интернет, а не вживую.
Кто-то скажет, что время диктует своих героев и условия для жизни. Так-то оно так. Только если человечеству суждено выжить (не какой-то части его, а человечеству в целом), то только при условии возврата к моральным, нравственным ценностям прошлого. А ведь нам их родители не втолковывали ежечасно, так ведь? Мы много находили в книгах. Конечно, пример родителей — самое лучшее воспитание. На вас ребенок равняется, помните об этом. Какие вы — такими будут ваши дети. За редким исключением, конечно.
Что вы получите, приучая детей к чтению?
Первое и главное — умение размышлять, анализировать. Ребенку надо написать сочинение. Что было в ваше школьное время? Читали, думали, пересказывали, тем самым, обогащались интеллектуально. Что сейчас? Готовое сочинение есть в Интернете. Где польза? Зачем вообще тогда это надо? Для оценки в школе? Для учителя? Задумайтесь.
Второе — это грамотность. Сегодня каждый второй ученик в школе, да что там, многие взрослые тоже, в слове из пяти букв умудряются сделать две ошибки. Причем это не какие-нибудь сложные термины, а обычные разговорные слова. Чем больше ребенок читает, тем грамотнее он пишет и говорит. Польза чтения выражается в привычке правильно выражать свои мысли, стимулирует на мыслительный процесс. Человек, который много читает, уже «автоматически» пишет грамотно. Он, может, и правил не помнит, но пишет правильно. А правила можно наверстать.
Третье — ваше чадо при деле. Не болтается без присмотра. Не «висит» в Интернете, рискуя испортить глаза и психику. Прочитал книгу — и пусть вам вечером пересказывает. Огромная польза. Тренировка памяти, речи, да и для вас, возможно, что-то новое (ведь не все книги вы читали). А еще можно подумать вместе над прочитанным, проанализировать, что-то выделить, вот и сочинение готовое. В процессе такой совместной работы вы с ребенком вместе, крепнет ваша взаимная любовь. Растет его уважение и доверие к вам.
Четвертое — ребенок научится воспринимать информацию. Ведь что есть образовательный процесс в идеале? Ребенку рассказывают новую тему, он (при условии, что знает тему предыдущую, так как знания надо получать в правильной последовательности) слушает, задает осмысленные, уточняющие вопросы учителю. Не смотрит на него стеклянными, непонимающими (от воздействия виртуальных игр) глазами, а думает, анализирует и запоминает. Дома материал закрепляет. Дополняет чтением книг. Если ребенок любит читать, умеет работать с книгой, то особого затруднения в учебе у него не будет. А как легко ему будет учится в вузе. Но туда еще поступить надо. О взятках забывайте, все это постепенно уйдет в прошлое.
Пятое — тренировка памяти. Это поможет в выполнении домашних заданий самостоятельно. Не прибегая к вашей помощи. На сегодня уроки — это уже масштабная проблема. Вспомните, с вами родители столько занимались? У кого не спроси, все сейчас или репетиторов нанимают, или сами с детьми до ночи делают уроки. И так программа сложная, местами неадекватная и непоследовательная, а тут еще памяти нет. В вузах объемы учебной программы огромные. На работе без натренированной памяти карьеры не сделать. Таким образом, если ребенок не читает, он не справится с получением качественного образования. Может, вымучаете аттестат, угадаете тесты в ЕГЭ, а в голове что останется?
Уже близится время, когда в экономике, политике, строительстве, да во всех сферах будет востребовано настоящее образование, вместо купленного и вымученного. Что это значит? Это значит наличие знаний. Именно знаний, а не просто оценок.
И последнее. Чтение книг, прежде всего классики, поможет ребенку найти нравственные ориентиры в жизни. Прочитав, к примеру, «Война и мир» Л. Толстого, он поймет, насколько глобальна любая война, как она затрагивает каждую человеческую жизнь и судьбу. Раз и навсегда поймет, что нет ничего дороже человеческой жизни. Не только своей, но и чужой. Произведения М. Булгакова научат глубоко мыслить и не искать решение проблемы на поверхности, легким путем. «Преступление и наказание» Ф. Достоевского наглядно продемонстрируют ребенку всю уродливость и убогость преступного деяния. Примеров множество.
Словом, научив ребенка читать книги, приучив его к этому на всю жизнь, вы вырастите умного, порядочного, самостоятельного и трезво мыслящего человека. Которым вы будете гордиться.
Спасибо за интересную статью!
0 Ответить
Классный сайт!
0 Ответить
Абсолютно согласна со всем написанным! Мне привили любовь к чтению мои родители, еще в возрасте 2-2,5 лет. От этого только плюсы, очень здорово помогает мне по жизни.
0 Ответить
Ирина, напишите статью о том, как привлечь детей к чтению! Да и взрослых! У меня брат не любит читать, я уже устал с ним бороться! Я ему и яркие книжки подкладывал... даже в туалете оставлял, а толку нет. Пытался даже подарками заманивать, прочитал книгу получи шоколадку. Вот что делать?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Артур Батыгян, советовать, как привлечь детей к чтению не могу. Тут образование подходящее нужно, многолетний опыт работы с детьми. Наверное, личный пример? Или на интересах ребенка можно попробовать сыграть? У моей дочки патологическая любовь к животным, особенно к кошкам. Часто беру ее с собой в библиотеку. Вот недавно, она выбрала себе книгу про отношения кота и хозяина, что-то такое. Читает. Но к каждому ребенку нужен индивидуальный подход. Не представляю, как обобщить для всех детей. Подумайте, чем Ваш брат увлекается,найдите такую книгу, может он заинтересуется?
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ирина Михайловская, точно) моя мама подсовывала мне книги по моим возрастным интересам) будучи подростком, переживая по любому поводу, а, особенно, по поводу любви, я читала "Поющие в терновнике", "Евгения Онегина", "Сестру Кэрри" Драйзера. Взрослея, и начав интересоваться карьерой, читала Драйзера "Стоика","Титана" и пр. Главное, не заставлять человека читать то, что ему не интересно в данном возрасте. Когда появилась семья, прочитала "Анну Каренину". Восторг! В 16 лет я бы поняла всё по-другому, и, возможно, роман мне бы не понравился.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Оксана Шундрова,да, "Анна Каренина", "Евгений Онегин" - классика, конечно, эти книги надо обязательно прочитать. В нашей отечественной классической литературе очень много книг вечных, я думаю. А "Поющие в терновнике" мне мама тоже в юности посоветовала, я тогда этой книгой зачитывалась (тем более, что читается легко). Правильно, возраст и те интересы требовали.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Артур Батыгян, дайте ему "Гарри Поттера".
0 Ответить
Ирина Михайловская, спасибо. Пятиклассникам на зимние каникулы задали прочитать «Муму» И.С.Тургенева. Из 25 человек учащихся полностью прочитали произведение 3 человека. Большая часть учеников прослушала аудиозапись, оставшаяся часть учеников нашли краткое содержание в Интернете. Ученица, одна из трех, которые полностью прочитали произведение пришла домой и с горечью в голосе сообщила, что «ОНА КАК ДУРА», ведь остальные не тратили уйму времени на прочитку, оказались смекалистей, сноровистей прослушав аудиозапись… что тут добавить?...
0 Ответить
Екатерина Привалова, Спасибо, что прочитали статью.Действительно, стереотипы сегодня странные.Учиться стало "не модно". Как вот объяснить ребенку, что это прежде всего ему надо? Тем более, если у других проблем никаких - в Интернете нашли все ответы. Но все-таки, знаю довольно много людей, которые понимают, что любая книга (или учебник, пособие, не важно) будет прочитана не зря. Все знания потом пригодятся.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Екатерина Привалова, наверное, стоило спросить ребенка, почему вдруг "послушать" - это быстрее, чем "прочитать" (разве что аудиозапись просто звучала фоном для других дел). Проблемы с чтением - это проблемы в дальнейшем и с обучением, и с работой, и с общением.
Интересно также проверить, что поняли и что запомнили прослушавшие. Всё же визуалов среди людей гораздо больше, чем аудиалов.
0 Ответить
Марианна Власова, пытался я слушать. Классиков еще приятно слушать, особенно когда чтец профессионал. А вот современная литература - ужас! Читают все, кому не лень!
Оценка статьи: 5
0 Ответить
"Если сейчас сын подойдет и спросит у вас, кто такой капитан Грант и почему его где-то там искали, вы, конечно, ответите, вы же читали в детстве роман «Дети капитана Гранта». А он что расскажет своим детям в ответ на аналогичный вопрос, если не прочтет книгу?" - во трагедия, пипец
Вы вроде пишите, что надо уметь думать, так докажите что:1. сейчас поколение более тупое. 2. Чтение именно классики, а не современных книг, способствует развитию способности думать. А пока набор идиотических шаблонов.
1 Ответить
Катя Марьина, Вам явно что-то померещилось. Я так и не нашла в статье строчки, где назвала поколение тупым.Я люблю и уважаю народ, частью которого являюсь. И не помню, чтобы плохо отзывалась о современных книгах, среди которых много достойных произведений.Вы прочитали то, чего в статье нет. Примите витамины. А классика - на то и называется классикой. На ней воспитано несколько поколений умных, образованных людей, ученых.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ирина Михайловская, "Недавно в соцсетях встретилось высказывание: «Я боюсь, что обязательно наступит тот день, когда технологии превзойдут человеческое общение. И мир получит поколение идиотов».
Задумайтесь, ведь это близко к истине. Поколение наших детей рискует больше всех"..
"Да и то, что сейчас читают в школе, мягко говоря, в большинстве своем далеко от классики."
0 Ответить
Катя Марьина, дети действительно рискуют. А в школьной программе многое сегодня странно, если не сказать больше.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Полезная и нужная статья.
К сожалению , сегодня наиболее уважаемая книжка - сберегательная.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Ирина Михайловская, с 8 марта Вас! Отличная статья, нужная и полезная. Вы правы все идет из семьи. Увы, сейчас не читают не только дети, но и многие взрослые. Конечно, у них есть на это свои причины - работа, нехватка свободного времени. Но ведь и наши родители работали, и все-таки находили время для совместного чтения книги и её обсуждения. Если сами родители не читают, не будут читать и их ребенок. Для него авторитетами в любви к книгам должны быть они.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Галина Иванова, спасибо, и Вас с праздником. Очень приятно, что разделяете, а главное, правильно понимаете то, что я хотела сказать в этой статье. Дело не в механическом чтении всего, что напечатано. Главное - желание учиться, узнавать что-то новое, расширять кругозор. Чтение - это лишь один из способов. И вы правы, люди работали всегда, но все внутри нас: или мне надо стремиться к повышению интеллекта, или не надо. Кому надо, тот всегда найдет время для этого. И ребенка своего этому научит.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
В статье не очень много написано про книги на самом деле, да?
КИ дают некоторые качества, это доказано. Другое дело, это в КИ проблема, а в тяге детей к саморазвитию - она не прививается. Та же тяга к знаниям. Я и в КИ играю много, и три книги за прошлую неделю прочитал. Не брошюры. И так же было в детстве.
Ваша цитата от Эйнштейна кстати не Эйнштейна вовсе. От этого имени пишут всё что угодно. Почитайте разоблачение цитаты на leprosorium.d3 Меня проверять информацию научили соц-сети.
И вот ещё.. про моральные координаты. Бабушка читает книгу внуку - там добро и зло и так далее. На примере истории строятся понятия морали, то есть "как правильно". Всё то же показывают и сейчас.
И ваши слова меня смутили:
"Кто-то скажет, что время диктует своих героев и условия для жизни. Так-то оно так. Только если человечеству суждено выжить (не какой-то части его, а человечеству в целом), то только при условии возврата к моральным, нравственным ценностям прошлого"
Вангуете) Всё с человечеством будет нормально, а нормы морали всё крепче. Человечество ведь ушло от рабства, не так ли? Давайте сделаем реверс?
Показалось, что часть статьи пропитана пренебрежением к новому и непониманием нового. Ну или автор просто взял первые попавшиеся под руку стереотипы, чтобы как-то начать и прийти к основному. Прошу прощения, если не прав. А книги - да, это круто, не стану спорить.
В общем, книги показаны здесь как едва ли не основа здоровых норм морали, высокого интеллекта, высокого класса человека в целом. Конечно сказано про влияние родителей и системы образования, но вот влияние книг переоценено. Лучше было бы написать что-то либо просто про книги, либо просто про этот жестокий и безнадёжный мир.
Оценка статьи: 4
1 Ответить
Сергей Кайзер, Вы большой умница, с широким кругозором (видела Вашу страницу). Не хотела ругать КИ, они не вредят как дополнение к отдыху. К сожалению, знаю слишком много детей у которых КИ - основное занятие,нет других интересов. Такая проблема есть, от нее уже не отвертеться. Стереотипы брала не первые попавшиеся, а из личного опыта. Поколение новое очень люблю, по другому и быть не может - в этом поколении растет моя дочь. Потому и переживаю. По поводу цитаты: так и указывала, что увидела в соцсетях, ни в коем случае не настаивая на подлинности. Основная мысль, которую хотела сказать в статье: читающий человек мыслит более продуктивно, грамотно пишет и говорит. А за анализ статьи и здоровую критику говорю - спасибо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Сергей Кайзер, спасибо, убрали Эйнштейна. Разоблачение почитали: http://leprosorium.d3.ru/comments/450106/
0 Ответить