• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Нелли Гогус Мастер

Как приучить ребёнка к чтению? Читаем вместе!

В наше время дети всё меньше берут книгу в руки, если не сказать больше: они напрочь позабыли о таком увлекательном занятии, как чтение книг. Телевизор, компьютер и планшеты с ужасающей скоростью заполняют всё пространство молодого человека. И если вдруг оказывается, что родители ребёнка вечно заняты, то шансов вырастить самостоятельную, независимую в своих суждениях, думающую личность крайне сложно.

pixabay.com

Родителям очень просто высвободить себе время, заменив себя «умной» техникой. Но делает ли эта техника наших детей умнее? Почему во время стремительно развивающейся науки и техники мы сплошь и рядом сталкиваемся с крайне безграмотными людьми, которые разговаривают примитивно, не стараясь сделать свою речь интересной и содержательной? Не это ли объясняет нам отсутствие чтения в жизни молодёжи?

Конечно, можно долго говорить ребёнку, как это прекрасно и интересно — читать книги. Но будет ли толк от этих разговоров? Скорее всего, ребёнок выслушает, кивнёт головой и… продолжит очередную компьютерную игру.

Начинать нужно с раннего детства. Пусть ребёнок воспринимает ежедневное (да, именно ежедневное!) чтение книг как нечто само собой разумеющееся. Вы читаете ребёнку книгу перед сном, а со временем и он начнёт читать вам. Совместное чтение книг несёт в себе массу положительных эффектов:

1. Ребёнок будет ощущать свою собственную значимость и важность своего мнения. Ещё бы, ведь взрослые будут разговаривать с ним как с равным, обсуждая прочитанное.

2. Чувство единства и защищённости. Чтение книг сопровождается определённой атмосферой. Это время, проведённое с самыми близкими, позволяет ребёнку нелишний раз почувствовать себя важным в семье, её центром.

3. Перенос прочитанного в реальную жизнь. Описанные в книге ситуации ребёнок непроизвольно будет переносить в свою собственную жизнь. Он будет сравнивать те или иные ситуации, будет оценивать своё собственное поведение и станет подходить к решению проблемы более обдуманно, вспоминая об ошибках книжных героев.

4. Правильно подобранная литература определит в будущем жизненные приоритеты и сформирует моральные качества ребёнка. Хорошая книга способна помочь родителям в воспитании, став их надёжным союзником.

5. Книга способна скорректировать поведение ребёнка в жизни, помочь ему задуматься о себе и об окружающем его мире.

6. Совместное чтение поможет родителям стать своим детям лучшими друзьями, найти точки соприкосновения и попросту услышать друг друга.

Жизнь наша очень активна, мы постоянно заняты и расслабляемся после трудного рабочего дня у телевизора. Но может, стоит уделять полчаса нашего времени на чтение книг с теми, ради кого мы и живём, ближе кого нет и не может быть на этом свете?

Полчаса в день, чтобы послушать, как родной человек начинает читать по слогам, как складывает слоги в слова, а слова в предложения. Скоро он начнёт читать совсем бегло, смеясь над забавными моментами и омрачаясь в грустных местах. Полчаса на то, чтобы ловить восхищённый взгляд, когда за чтение принимаетесь вы, чувствуя себя самым-самым.

В жизни многое изменится, многое произойдёт, но одно останется навсегда в памяти вашего ребёнка: это тёплое, душевное чувство, когда вы вместе и с вами любимая книжка. Может быть, когда-нибудь ваш взрослый сын или дочь возьмёт ту самую книгу, что вы сейчас читаете вместе, и начнёт читать своему малышу, стараясь быть похожим на вас.

Статья опубликована в выпуске 1.05.2016

Комментарии (11):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Полезная — это та, которая решает поставленные перед ней задачи.
    Одно дело, если хочется слога, образов и поэзии, и берёшь Лорку там или Маркеса. Другое — когда хочешь узнать и почувствовать какое-то время или человека, и читаешь, например, мемуары Одоевцевой или письма Ван Гога. Третье, четвёртое и так далее. Читать можно по разным причинам и для разных целей. Чисто для удовольствия я, к примеру, могу читать и Стивена Кинга — мне нравится как он рисует бытовые подробности и погружает в атмосферу. А когда я осваивала зеркальную фотокамеру, полезной литературой для меня были статьи про китовые объективы и ручную настройку баланса белого.
    Знаниям ли? Безусловно. Полезным ли? Это уже как применить.

  • Наталья Осокина, да, и изначально не плохо бы определиться с терминами: что для Вас, что для других, что для меня полезная литература (тут ведь и дело вкуса, и свои уже заблуждения-) Может, вы любите персики, а я хочу селедки-)
    Когда-то для меня литературой (думаю, как и для Вас) были и Лондон, и Верн с Дюмой.
    Сейчас я понимаю, что чем по дворам слоняться, они мне помогли (но ведь красивая и часто бесполезная чушь - "литература" - искусство слагать буквы в слова, не мысли ведь!-))
    Потом близки стали Золя, Доде, Чехов и Толстой.
    А вот сегодня я бы не стал читать ничего, кроме философов вроде Сенеки, Эразма и Шопенгауэра. Да и с теми бы поспорил бы, т.к. их несварение желудка и беспробудное пьянство наложило и на их мыслительные процессы свой делириум-)

    ПС Но ведь все это не имеет большого отношения к детям и их первым шагам навстречу книгам - полезным знаниям.
    Только вот полезным ли, и знаниям ли-)

  • Ну, насчёт процента это можно и поспорить сколько именно. Но какое-то количество - не повредило бы) Хотя слишком глубоко укоренившийся невроз бывшего библиотекаря вряд ли позволил бы мне это сделать))

  • Да, пардон за очепятки: пишу с ноута - периодически подвисаю.
    У Стругацких, кажется, был герой, некто мистер Старджон (даже не знаю, положительный или отрицательный). Так вот этот мистер якобы говаривал: "%90 всех книг в мире я бы отправил в печку". Возможно, по образцу нацистов Германии или поздней средневековой Инквизий. Но мне его мысль понятна: % 90 книг вокруг нас - даже не литература. А фикция, иллюзия, те же писательские неврозы, навязываемые обывателю.
    Как Вы и заметили: все неоднозначно, и за это вас еще раз мерси-)

  • Наталья Осокина, то, что неоднозначный - спасибо: часто, для многих, именно однозначный-)
    А вот приведенный Вами стиш вполне неамбивалентен (головой лучше честь, чем читать, - и тем более чем думать-)
    Интеллект и способность осмыслять действительность не свзяан напрямую с чтением книг. Часто вообще не связан. Начинатанность, эрудиция и т.п. - не ум.
    Но Вы ведь о детях. А детей, Вы правы, стоит приобщать к любви к книгам. Но, как попытался обозначить, чтение не делает счастливее. Скорее, непротив.
    Но готовы ли мы это осознать? - that is the question-)))
    А статья - вполне себе. Я ее не оспариваю. Но приглашаю пойти дальше.

  • Не буду настаивать, но пригласил бы задуматься над тем, что:

    1) чтение книг = чтение мыслей чужих людей, пускай и замечательных (это все-таки не ваши мысли, не ваши чувства, не ваши книги). Вам хочется прожить всю жизнь чужим умом?-)
    Начав читать их, вы можете "застрять" в чужих мыслях (и хорошо, если мыслях-) (Вот и Вы, уважаемый автор, приводите не свои стихи, не свои конклюзии, а позаимствованные, даже в Вашем комментарии, в готовом виде у других, - но ведь как гордитесь этим приобщением к чужим мыслям, резюме, книгам-)

    2) "не застрявших" приглашу дальше: человек мыслящий формуриет свои мысли - иными словами, он больше думает самостоятельно, оценивает окружающий мир не согласно чьим-то перцепциям, а своим собственным, нежели впитывает чужую мудрость (и хорошо, если мудрость-). Правда, для мыслительных процессов и выработки собственных мыслей необходима определенная база: то есть, какое кол-во тех самых, полезных, умных книг. Но на определенном этапе книги, даже самые лучшие, стоит отложить в сторону (и потом, кто может быть уверенным в том, что они лучшие-)

    3)Стоит помнить, что писатель, будь то даже Толствой или некто Селинджер, часто навязывает читателю свои неврозы. То есть, они даже не ваши собственные-) Ну, а рецензии на книги вам дают в готов виде - вам часто остается им только следовать-)

    Однозначно самое счастливое животное - животное не знающее дрессировки. Ну, а дуракам легко живется - по-русски.
    Счастливее быть - скорее без книг. Во всяком случае, вы не будете осознавать насколько вы, на самом деле, несчастны.

    • Игорь Ткачев, вопрос не такой уж однозначный на самом деле, и моя цитата была не только в качестве сарказма)
      1) Да, можно застрять в чужих мыслях. А можно от них оттолкнуться, получить импульс, запустить в работу свои собственные. Генерировать мысли опираясь только на себя могут далеко не все, если это вообще возможно. (Кстати, насчёт стихов — у меня такое впечатление, что пишут свои стихи обычно любители чтения, а не свободные от чужих мыслей индивидуумы, да и "настоящие" большие поэты, как правило, тоже хорошо ориентировались в литературе.)
      2) Согласна, что оценка окружающего мира в достаточно большой степени зависит от чтения. Не всегда "мудрого", действительно. Но тут есть и другой момент: начитавшись разнообразных и зачастую противоречивых оценок, свою собственную приходится всё-таки вырабатывать. И делаешь это уже не на пустом месте, не под влиянием, боже упаси, включенного фоном телевизора или услышанного от коллег по работе и соседки по даче, а имея эту самую базу. Желательно умную и полезную, да. А отложить в сторону на каком-то этапе — я только за.
      3) Ещё как навязывают, к сорока-то годам это ясно видишь. Но если видишь и отдаёшь себе отчёт — можешь уже выбирать, принимать эти неврозы близко к сердцу или оставлять их автору, и как к ним относиться, и стоит ли вообще читать вот этого автора с ярко выраженными неврозами.
      А кроме "застрять в чужих мыслях" есть ещё опасность "застрять" в чужих эмоциях, чужих событиях — подменять книжными переживаниями свои собственные. Это вот тоже проблема, и как-то надо отдавать в ней себе отчёт.

      Насчёт того, приучать ли детей… Мне кажется, сознательно отказаться приучать — это будет по отношению к ним нечестно. Я за то, чтобы у них была эта самая база, и пусть они решают, что им делать дальше, читать или не читать. Мне вспоминается один фильм, где группа людей, недовольная "этим жестоким и несправедливым современным миром", удалилась в глубокий лес и организовала что-то типа коммуны, построив весь быт по образцу 19 века. Всё бы ничего — их выбор, их право. Но в этом своём "19 веке" они растили детей, которые не знали, что существует какая-то другая жизнь. И своих детей они выбора лишили. Мне кажется, это неправильно.

      А своего ребёнка мне не удалось приучить к настоящему чтению как мне очень хотелось, но у нас ситуация специфическая, она не владеет для этого достаточным словарём. Сделает ли это её счастливее? не знаю.

  • Если бы Игорь Ткачев в конце поста поставил ржущий смайлик, то было бы понятно, что это мнение не "идиота". Икскьюзми, может забыл.

    Статья так себе, ничего, для "человека думающего" не открывающая. (не думающего - тем более). Но .... абсолютно правильная. Знаю по собственному опыту. Даже в начале "...их" 90-х годов, когда, кто помнит, что в Российском обществе творилось, элементарное чтение ребёнку книг на ночь и с детства, осознанно принятое отношение к ребёнку, как ко взрослой личности, до сих пор даёт себя знать радостью общения с уже взрослой, свободной личностью, с широчайшими взглядами и Любовью к Окружающему. Не смотрящему в рот "кому-либо", а идущему своим Путем. Причем зная куда.
    Знания, в т.ч. их "практическая часть - размышления о прочитанном" - рулят!

  • О да)
    Открыв наук зеленый том
    я долго плакал, а потом
    его закрыл и бросил в реку.
    Науки вредны человеку.
    науки втянут нас в беду
    возьмемтесь лучше за еду.

  • Лучше не приучайте. От книг, как и от знаний, великия скорби. Опыт показывает, что счастливее те, кто меньше читает.