Но вот ведь до чего любопытно выходит: праздновать-то мы празднуем, а вот исторические традиции данного празднества готовы соблюдать отнюдь и далеко не все. Можно даже с уверенностью сказать, что ничтожно малое меньшинство.
Ну, скажем, почти в каждом доме на Новый год наряжается елка (это никуда не годится!), а иной раз люди устраивают себе какие-то вегетарианские, а то и сыроедческие Новые годы (это уж просто вопиющее безобразие и совершенно ни в какие ворота не лезет!).
Вашему вниманию представляется заметка о том, как отмечали Новый год те поколения, которые стояли у истоков этого праздника. Что ели, что пили, как резвились в эти новогодние деньки…
1. Еда и напитки
Сразу же необходимо отметить, что вегетарианский или сыроедческий Новый год (по крайней мере, с исторической точки зрения) — это оксюморон, граничащий с абсурдом. Древние римляне на этот праздник торжественно закалывали свиней, телят, ягнят и прочую подобную живность, посвящая все эти действа богу Янусу. Соответственно, если кто-то планирует встречать Новый год на даче или в деревне (ну, словом, в сельской местности или по условиям приближенной к таковой), то рекомендуется сделать то же самое — и полученный трофей незамедлительно, с пылу с жару, подать к новогоднему столу.
Если же празднование планируется в городской квартире, то к столу необходимо подать уж как минимум сочный стейк. Во всем остальном в еде можно придерживаться той или иной степени свободы, но лучше, конечно же, чтобы на столе присутствовали оливки, зелень и прочее подобное греко-римское. Ну, и, наверное, крайне нежелателен майонез, этот продукт французского католического кулинарного творчества — в целях приверженности традициям лучше заменить его оливковым маслом.
Что касается напитков, то на праздничном новогоднем столе должно быть много-много вина. И совершенно не должно быть шампанского, этого дамского французского продукта, произведенного и «раскрученного» в XVI веке в католической Франции. Не потому, что этот напиток «плохой», а потому, что он «не такой» — не исконно новогодний, в общем.
Водка и прочие подобные продукты перегонки спирта, наверное, все же допустимы, потому как дистилляция алкоголя вовсю осуществляется вот уже веков девять как. И результаты этой самой дистилляции примерно с этого же времени успешнейшим образом применяются в ходе самых разнообразных мероприятий, связанных со всевозможными задушевными беседами.
Ну, а соки, нектары и прочее в этом духе — это всегда пожалуйста, по вкусу и по выбору.
2. Обряды и ритуалы
На Новый год в его римском (так сказать, историческом и классическом) формате полагается дарить друг другу подарки. Причем подарки эти — не какие-нибудь там бирюлечки и денежки в конвертиках, а полноценные дары, которые можно съесть, поставить в качестве мебели или прочего подобного антуража. Либо такие, с которыми можно проделать что-либо иное эстетически или практически полезное.
По всему дому необходимо развесить куколок, наподобие кукол вуду. Эти куколки выполняют функции оберегов от злых сил, так и норовящих захватить нас в наступающем году. А потому обереги эти не имеют ничего общего с новогодними елочными украшениями, которые, в сущности, не значат ровным счетом ничего, кроме максимум выражения некоего эстетизма.
Кстати, о елке… Елка на Новый год категорически недопустима! Елка — символ Рождества, но уж никак не Нового года! Хоть эти праздники и идут подряд, но все же они разные — и не просто разные: они диаметрально противоположны, о чем — в следующем пункте…
3. Новый год и убеждения
Новый год — праздник языческий и люмпен-пролетарский, в самом что ни на есть высоком смысле этих слов.
Во-первых, следует, наверное, повториться, что этот праздник исторически сопряжен с культом языческого римского бога Януса — владыки входов, выходов и проходов, властелина и покровителя времени, начала и конца, прошлого и будущего.
Во-вторых, Компиталии — праздник, на время которого рабам давалась воля. Собственно говоря, именно рабы-то в основном и устраивали торжества и пиршества в эти дни. И это никакие не выдумки, обо всем этом упоминается в замечательной книжке Дионисия Галикарнасского «Римские древности». Нравится это кому-то или нет, но это история.
Соответственно, Новый год — праздник для тех, кто терпим к язычеству, а то и исповедует таковое, и кто категорически не приемлет христианство, а также для всех тех, кто работает либо за еду, либо живет от получки до получки.
Это праздник истинно и массово народный, это пиршество временной свободы от рабской и минимально оплачиваемой кабалы, это общемировое и кратковременное торжество масс, заливаемое обилием алкоголя, заедаемое сотнями тонн дешевой и неполезной еды и отмечаемое пьяными и бурными гуляньями по всему Земному шару.
Роскошь, богатство, эстетизм и христианские приличия тут абсолютно ни при чем. Для всего этого есть другой праздник — Рождество.
Автор совсем не хочет сказать, что какой-то из этих праздников хорош, а какой-то плох. Это просто разные праздники — и для совершенно разных социальных групп. Со всеми вытекающими.
Всех с Наступающим! Всем счастья, позитива — ну, и, разумеется, неуемной фантазии в организации приближающихся праздников!
Интересно , и для меня - неожиданно.Спасибо.
0 Ответить