Плохо ли, хорошо ли — это уже другой вопрос. Но приходится. Деваться ведь некуда. Эта статья — несколько советов о том, какими должны быть сказки для малышей, чтобы выполнять свои обязательные функции (образовательную и воспитательную) и в то же время быть для ребенка в достаточной степени интересными.
Первое, что следует помнить, сочиняя сказку для малышей, то, что маленький ребенок не в состоянии надолго сосредотачивать внимание на одном предмете. И дело вовсе не в неусидчивости или гиперактивности, или еще в чем-либо таком, нуждающемся во вмешательстве врача или психолога. Просто малышу нужно за достаточно короткий срок узнать об окружающем мире как можно больше информации, так что не удивительно, что его внимание постоянно перенаправляется на новые, еще не обследованные и не классифицированные предметы.
Исходя из этого, сказка должна быть максимально короткой, но при этом иметь вполне законченный сюжет. Прекрасный пример — «Репка» и «Курочка Ряба». Сказки буквально из нескольких строк, но присутствует и полностью законченный сюжет, и другие аспекты, о которых речь ниже.
Кроме того, в сказке должна присутствовать мораль. Она не обязана быть явной, но для выполнения воспитательной функции ее присутствие необходимо. Ведь сказка для малыша — это не просто времяпрепровождение, а способ познания мира, способ оценки и классификации различных явлений. Именно наличие морали позволяет адекватно классифицировать те или иные действия сказки, отделить плохое от хорошего, ведь маленький ребенок еще не знает, «что такое хорошо, а что такое плохо», он нуждается в объяснении.
Мораль может быть как скрытой, так и прямой. И, кстати сказать, маленькие дети вполне нормально относятся даже к «плакатной» морали — им интересно абсолютно все, и такая мораль тоже является для них источником познания. Например: «надо, надо умываться по утрам и вечерам, а нечистым, трубочистам — стыд и срам…». Вполне «плакатный» образец морали.
А вот сказка про Колобка содержит мораль не столь явственную, хоть и достаточно явную — ведь потребителями сказки являются маленькие дети, а для них не стоит слишком далеко прятать мораль, чтобы они могли ее уверенно отыскать. Поэтому история Колобка — это история непослушного ребенка, который, в конце концов, попал в очень неприятную ситуацию. История деда и репки — это практически сказка-мораль, мораль о том, что коллективная работа — это здорово.
Еще одно требование к сказкам для малышей: они должны быть понятными ребенку, в них не должно быть персонажей и событий, которые будут совершенно неузнаваемыми. По крайней мере, таких персонажей и событий не должно быть много, иначе придется дольше объяснять малышу что, где и как в сказке, чем ее рассказывать, а такие истории детям не слишком нравятся — их внимание рассеивается, направляется на другие объекты.
При том, что сказка должна иметь познавательный аспект, не стоит перегружать ее новыми сведениями, а давать их дозированно, небольшими порциями. Лучше пусть будет больше сказок, чем малыш запутается в массе информации.
И вот, определившись, что должно быть в сказке, а чего там быть не должно, мы приходим, наконец, к самому процессу создания сказочной истории.
Персонажи сказки могут быть любыми, желательно — знакомыми ребенку. К примеру, если днем малыш на прогулке видел кошку или собаку, или — еще лучше — в доме есть кошка или собака, то и сказка может иметь такого зверя в качестве главного персонажа. Так ребенку дается точка опоры, нечто знакомое, что позволяет ему легче воспринимать историю.
Итак, сказка про кошку. С моралью о том, что дружба — это хорошо.
Простой пример: жили-были в доме две кошки, которые всегда ссорились, и вот однажды фея срастила им хвосты, и пока кошки не научились дружить, они бегали с одним хвостом на двоих.
Сказка такого типа обладает всеми необходимыми компонентами «малышовой» сказки: в наличии имеется мораль, она коротка, ну, а в действии могут быть и познавательные аспекты (например, кошки едят колбасу, охотятся на мышей и так далее).
Кроме того, в процессе рассказывания подобной сказки малыш может выполнять несложные задания. Например: «Скажи, как говорит кошечка? — Мяу!» Также можно показать картинку с кошкой, соответствующую мягкую игрушку и так далее. Сказка незаметно превращается в обучающий процесс, в своеобразный урок — что, собственно, и требуется.
Идеально, если ребенок принимает участие в сочинении сказки, если он предлагает какие-то действия, события, персонажей для истории. Таким образом не только развивается фантазия, креативное мышление и тому подобное, но — что куда важнее! — речевые навыки.
Кстати сказать, детям нравятся сказки, которые сочиняются специально для них родителями, а еще им нравится самим быть сказочниками, создателями историй, теми, от кого зависят судьбы персонажей. Поэтому — сочиняйте для детей, сочиняйте вместе с ними, и пусть ваши истории будут настоящими сказками!
Ох, до чего интересно и познавательно. Вспомнил, что когда внука укладывал днём спать, рассказывал ему о выращивании картофеля. Каждый день менялась фенофаза выращивания. И однажды, зимой, снег за окном, внук долго не засыпал и стал своим рассказом о картошке меня усыплять. Приятно было слушать усвоенные знания, пока внук не заключил: деда, я сейчас посплю, а потом вместе пойдём копать картошку. И сразу уснул.
С той поры, у внуков - самое интересное занятие - выкапывание картофеля, ведётся счет клубней с каждого куста.
Оценка статьи: 5
2 Ответить
А что, интересный приём: рассказывать не только сказки, но и различную прикладнуху. Особенно ту, которая скоро пригодится. И заставлять не придётся - сам возьмётся.
1 Ответить