Фэн-шуй и непознанное
Татьяна Прокофьева Главный редактор компании МЕДИО

Чем может нам помочь в жизни китайская философия? Пять стихий: теория и практика

Интерес к чужой культуре возникает у нас по-разному. Кто-то начинает изучать другие мировоззренческие и философские системы при получении образования, кто-то в поисках ответов на вечные вопросы, кто-то просто в силу модных течений… Так перечислять можно долго. Хочется отметить один аспект: что бы мы ни изучали, в другом всегда отражаемся мы сами, как в зеркале. Философские основы китайской, как впрочем и любой другой целостной культуры, помогают глубже понять себя, свои слабые и сильные стороны и научиться с ними обходиться так, как они того заслуживают (с пользой для себя и других).

Более десяти лет тому назад благодаря знакомству с яркими и неординарными людьми возникли в моей жизни знаменитые китайские Книги: И Цзин — Книга Перемен, и Дао Дэ Цзин — трактат о Пути и Силе. Как с ними обращаться, я поняла не сразу. Книга Перемен часто применяется как гадательный инструмент. А про Дао Дэ Цзин и вовсе толком непонятно на первых порах — ну, мысли мудрые, а чтобы в целом воспринять, как что-то системное… Одним словом, китайская грамота во всей ее сложности.

Однако потихонечку система начала проявляться, а потом уже и подсказали, что И Цзин — это не просто китайский вариант цыганских гаданий, а ни больше ни меньше — схема устройства мира! А Дао Дэ Цзин — инструкция по ее применению… Но, как оно водится в такой литературе, «защита от дурака» поставлена прочно, во вред не используешь… Метафоры одна за другой, да все не на нашем привычном образном ряде. Попробуй прорвись… но как начинает прояснять — это просто песня!

С тех пор практически дня не проходит, чтобы по тому или иному поводу не приходилось обращаться к этим текстам. И я не устаю удивляться, насколько точно и непротиворечиво помогают они разобраться в хитросплетениях жизни — от простых житейских ситуаций до сложных концептуальных тем.

Сегодня я хочу коснуться схемы пяти стихий, или пяти движений, иллюстрирующей даосский принцип взаимосвязи. Этот принцип описан китайскими натуралистами более двух тысяч лет назад и показывает динамические процессы, происходящие в Природе, Человеке, Социуме. Схема представляет собой циклическую систему взаимных порождений и взаимных ограничений. Пять стихий в китайской традиции — это вода, дерево, огонь, почва, металл. В перечисленной последовательности они находятся в отношениях порождения, или питания, а вперед через один — в отношениях ограничения, или преодоления.

Пять элементов можно использовать для классификации активных явлений в сложных системах с большим количеством связей — по отношению как к отдельному человеческому организму (в знаменитой китайской медицине), так и к обществу в целом — тоже ведь живой и многосложный организм. Древние китайские мудрецы хорошо зашифровали красивой и непротиворечивой метафорой те базовые отношения, что определяют ток энергий внутри тела человека и его взаимодействие с обществом. Причем вне зависимости от типа организации общества, будь тебе хоть демократия, хоть монархия.

Не погружаясь в медицинские глубины, рассмотрим социально-психологические аспекты, иллюстрируемые Схемой. Социальные отношения на основе теории пяти стихий представляют собой следующую цепочку: личность — дети — семья (в Традиции — «жена, богатство») — государственный аппарат («чиновники, бесы») — культура («род, предки»).

Схема социального взаимодействия по теории пяти стихий

Что же значит эта китайская грамота? И чем же она полезна?

А давайте рассмотрим на основе этой схемы себя любимых — как мы строим свои отношения с теми, кто рядом с нами.

Вот мы сами. Куда мы поместим наше Я, в какую вершину пятиугольника? А это зависит от нашей текущей социальной роли. Ну, к примеру, вот мы родители. Значит, наше Я находится в позиции «род, предки, культура». А как же тогда наши дети? Ведь «род» ограничивает, преодолевает «детей». Что же это значит? А то, что это происходит, когда мы определяем им правила и особенности культурного поведения, свойственные нашему социуму или лично вам, предлагая их в качестве эталонов, образцов.

Что при этом испытывает ребенок? Если он себя осознает как личность, а вы умеете его уважать и воспринимать именно так, то ваши уроки не пройдут даром, они его усилят, подпитают.

А если вы относитесь к ребенку как к детенышу — несмышленышу, то вы для него — «предки», и ваши рамки и правила могут восприниматься им как именно ребенком — т. е. он будет стремиться их преодолевать (позиция «чиновники» — она же как раз об этом, о законах и нормах, которые определяют потом культурное пространство). И девиантное поведение трудных детей и молодежи, возможно, вызвано именно этим — их не воспринимают как Личность, они против этого и протестуют…

А когда вам трудно и сил не хватает, хочется прижаться к сильному плечу, хочется, чтобы кто-то за вас решение принял, поддержал, хочется поплакаться в жилетку… Это вы в позиции ребенка, который тянется к Личности, мудрой и поддерживающей.

А вот вы с наслаждением изучаете наследие культуры, своей и других народов — читаете, путешествуете, познаете… Это снова вы Личность, и Культура вас питает, дает силы для творчества, для рождения детей, будь то живые человечки, или проекты, или любые другие творения и вы наполняете их своей силой, энергией, знаниями…

А вот вам идеальная методика для управленца любого масштаба: если поместить себя в центр этой конструкции, то получается качественная система сбалансированного управления — как собой, так и теми, с кем приходится по жизни взаимодействовать. То есть, если руководителю удается привести себя в ясное, спокойное, незамутненное страстями и эмоциями состояние, то он попадает прямо в центр Схемы. Из центра можно дирижировать процессом, стремясь сохранить баланс и направить ход энергий в нужное русло. Можно перемещать вектор своего внимания именно туда, где нарушен баланс, и корректировать по необходимости, приводя систему в равновесие… Ведь не зря говорится, что власть по праву принадлежит только тем, кто умеет управлять самим собой (не подавляя себя, а умело направляя)…

С семьей, женой и богатством, я думаю, все сами прекрасно разберутся. А вот с «чиновниками-бесами» не все еще мне понятно в такой степени, чтобы я просто и понятно могла бы об этом рассказать. Хотя, конечно, можно посмеяться и пошутить на этот счет, но точной внутренней картины пока нет. Думать надо. Знаю, что есть тут здравое и правильное зерно. И оно при правильном подходе может помочь организации нашего родного российского социума в режиме роста, питания, развития. А не наоборот.

Вот такая социальная матрица — подсказка для психолога. И для политолога. И социолога тоже. Для бизнесмена. Для родителя. Для учителя.

Кто дополнит список?

Каждый может найти свой интерес. Потому что система эта многоплановая и щедрая на открытия. Только надо позволить себе выйти за привычные границы обыденности и взглянуть на мир чуть-чуть по-другому. Может быть, именно об этом — «Стучите — и Вам откроется»?

Как, получается? Ну конечно, это непросто, и не обязательно сразу двери распахнутся. Но распахнутся непременно — они не заперты, а лишь закрыты. Надо просто открывать их в нужную сторону. А и вариантов-то не так уж и много. Просто попробуйте.

Вот и поделилась я своими маленькими открытиями. Как хотите — так и принимайте. А на мой, пристрастный во всех отношениях взгляд, это зеркало интересное. Чем дольше вглядываешься — тем больше деталей заметно. И все в стройную картину выстраиваются…

Обновлено 20.05.2008
Статья размещена на сайте 28.03.2008

Комментарии (6):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: