Фэн-шуй и непознанное
Мария Руженская Мастер

День богини Макоши. Уважим славянскую покровительницу женщин?

Мы давно уже не язычники, но в нашем сознании причудливым образом сплелись и сосуществуют христианские и языческие каноны. Мы красим яйца на Пасху и не выносим мусор после заката, храним святую воду дома и забираем при переезде старый веник. А 26 октября кто-то из нас празднует День богини Макоши.

FILATOV ALEXEY, Shutterstock.com

Макошь — богиня восточных славян, единственное женское божество, которое стояло на киевском капище, воздвигнутом князем Владимиром, наряду с мужскими божествами. Ее ставили едва ли не на одну ступень с Перуном. Изображали Макошь из «женских» пород дерева, преимущественно из осины, а также ивы, ели, сосны. Ее изображали длиннорукой женщиной, держащей веретено либо рог изобилия. С помощью веретена она плела Нить судьбы.

Она нити прядет,
в клубок сматывает,
не простые нити — волшебные.
Из тех нитей сплетается
наша жизнь —
от завязки — рожденья
и до конца,
до последней развязки-смерти («Книга Коляды», I в.).

Макошь — богиня брака и родов, покровительница девушек и женщин. Ее просили дать жениха, сохранить мужа или послать легкие роды и здоровых детей. Ремесло Макоши — прядение. Если хозяйка будет прясть в неположенное время, то богиня разгневается и запутает нитки, порвет полотно. А если оставить неубранную кудель, то Макошь «опрядет».

По славянскому поверью, в макошин день ткать и прясть могли только «нечестивые» женщины. А вот торговым делам Макошь в свой день покровительствовала.

Имя Макоши имеет два корня: «ма» — «мать» и «кош» — «корзина с зерном». Ей молились также о благословении посевов, просили обильный урожай.

Среди историков ведутся споры, какой из вариантов имени богини правильный: Мокошь, Мокушь, Мокуша, Мокушка, Макошь, Макешь. Наиболее древним считается то, которое имеет корневой «а». «Оканье» возникло в речи славян позднее.

День Макоши — пятница. Кстати, у православных славян после принятия христианства пятница стала связываться со святыми и канонизированными лицами женского пола. По поверьям, в пятницу нельзя прясть, а также стирать и купать детей. Подобное неуважение к богине могло навлечь на хозяйку неприятности в быту, а на детей — болезни.

На неугодную хозяйку Макошь в гневе могла навлечь глазные болезни, головные боли, а еще — щекотала ее детей, пугала кур и другую птицу, не давала тесту подняться в квашне.

Если же хозяйка богине нравилась, она избавляла ее от болезней, убаюкивала детей, способствовала в готовке, охраняла птицу и мелких животных от падежа. В некоторых местностях России, Украины и Беларуси образ Макоши трансформировался в образ домовихи — жены домового. Домовой помогал или вредил хозяину, домовиха — хозяйке.

В день Макоши хозяйка должна была пожертвовать своей покровительнице лучшее полотно или пряжу, сбросив подношение в колодец.

Макошин металл — серебро, камень — горный хрусталь и так называемый «лунный камень»; зверь — кошка; символ — пряжа, клубок шерсти, веретено, их и приносили на капища.

Видимо, оттуда и пошло поверье, что первой в дом следует пускать кошку, чтобы жилось в доме ладно, а сломать веретено считалось дурной приметой. Вероятно, многие священные черты, приписываемые кошкам, также берут начало от того, что это животное избрано самой Макошью.

Макошь в славянской мифологии связывалась со всей мелкой живностью, живущей в доме: козами, курами, кошками, мышами, тараканами, сверчками, летучими мышами, лягушками, муравьями и т. д. Слуги Макоши — пауки. Поэтому если паутина попадала в лицо, это считалось доброй приметой, а если ее обрывали — богиня могла разгневаться.

Оберег Макоши — свитая особым образом веревочка, которую носили на запястье руки. Есть предположение, что древнее название славянской общины — вервь (веревка, связка) — сформировалось неслучайно: именуя так свое поселение, славяне надеясь на покровительство могущественной богини.

В день Макоши принято было водить хоровод. Но не обычный, а двухкольцевой. Первое кольцо — внешнее — закручивалось посолонь (по солнцу) — на жизнь, а второе — внутренне — противосолонь, на смерть. С того дня начиналась подготовка к зиме. Женщины приводили хозяйство в порядок, начинали прясть, ткать, шить, готовиться к холодам.

Ее день приходится как раз на такой период года, когда полностью раскрывается женская сущность богини: по осени играют свадьбы, готовят полотна и материалы для одежды, устраивают посиделки с песнями за прялкой, топят печи в доме — занимаются «бабьими делами».

Обновлено 25.10.2012
Статья размещена на сайте 2.10.2012

Комментарии (8):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: