Тогда по домам селян не ходили ряженые, не был слышен озорной смех детей. Крестьяне не готовили пакеты сладостей для шалунов, которые могли намазать сажей дверную ручку дома, если их не приветили и не угостили, как положено в честь Дня всех святых. Нет. Этот день был Днем прощания с Солнцем. И назывался он Самайн (Samhain), в переводе с шотландского — Ноябрь.
История праздника доносит легенду: в далекие времена все жители Британских островов относились к первому дню последнего месяца осени как к празднику, связанному со смертью и всем сверхъестественным. В эту ночь по преданию покидали мир живых люди, нарушившие определенные правила (табу). Часто уходили и народные герои. И наоборот, возникала вероятность того, что по дворам начнут бродить души почивших и злые духи.
Кельты верили: в ночь с 31 октября на 1 ноября открывались врата в потусторонний мир. Поэтому, дабы защититься от темных сил, с особой педантичностью соблюдались многочисленные языческие обряды.
Жгли костры. Приносились жертвы. В древности не гнушались и человеческими. Позже стали резать скот, заодно заготавливая снедь для зимнего пропитания. Угольки в маленьких фонариках должны были выполнять сразу две функции: помочь душам умерших найти путь в Чистилище и заодно отпугнуть нежеланных «гостей» — призраков.
С летом прощались. Бога зимы — Великого Старца Севера (у славян — Карачун) — приветствовали, просили о снисхождении. Ему и другим особо почитаемым богам подносили дары: часть урожая топили (по требованию бога грома Тевтата), предавали огню (такую жертву соглашался принять бог Таранис).
Дань для Эзуса (Езуса) — «хозяина» или «господина» — следовало повесить на дереве. Чаще всего выбирали вечнозеленую ель. Данного бога изображали с серпом в руке — «добрый бог» (от индоевропейского «esu»), он символизировал плодородие, сбор урожая.
Таким веселым был Новый год у населения островов, которое потом разделилось на британцев, шотландцев и ирландцев. Кстати, последние придумали себе еще и бога Дагду («хороший бог»). Вероятно, он — воплощение их самых смелых желаний. Непобедимый воин, щедрый владелец огромного котла с неиссякаемой овсяной кашей («пожиратель овсянки») и устрашающей восьмизубой боевой палицей, жестоко уничтожающий безобидных монстров (четырёхголовых, одноруких и стоногих).
Жертвоприношения, в ходе которых могли под горячую руку свергнуть самого верховного короля и ритуально утопить его в бочке с вином (или поджечь в собственном замке), если тот становился неугоден элите, плавно перетекали в пиршества, песнопения, пляски, игрища, всевозможные состязания в силе и ловкости. Столы ломились от мяса, сыров, зелени и алкоголя. Нередко шумное празднование заканчивалось поножовщиной. Отменное удовольствие получали все.
Поэтому совсем не вызывает удивления факт: даже после прихода с континента «цивилизации» островной народ не изъявил горячего желания отказываться от своего языческого прошлого. Просто кое-что трансформировалось.
Ели стали украшать яркими игрушками, шарами, гирляндами, и они перестали напоминать кадры из криминального триллера «Ганнибал».
По домам начала ходить гульбой молодежь, собирая сладкие подарки.
Изготовление костюмов нечисти и зловеще усмехающегося фонаря-тыквы Джека, организация тематических вечеринок превратилось в целую индустрию.
Да и само название праздника изменилось. Теперь он называется «Хэллоуин» — «Вечер всех святых».
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...