Алексей Норкин Грандмастер

Электронная сигарета. Чем опасен вейпинг?

Курение электронных сигарет, или вейпинг, многие считают высокотехнологичной и безопасной альтернативой табаку. Как показывает ряд исследований, это мнение верно лишь отчасти. Любители «безвредных» паровых ингаляций могут столкнуться со снижением иммунитета, проблемами с поведением, нарушением репродуктивной функции и болезнями сердца.

Фото: Depositphotos

В процессе вейпинга, в отличие от традиционного курения, ничего не сжигается. По этой причине в «электронном» паре отсутствуют тысячи вредных веществ, обнаруженных в табачном дыме. Однако учёные предупреждают, что это не повод считать новинку безвредной. Избавляя курильщиков от одних напастей, е-сигареты несут другие, оказывая влияние на здоровье.

Иммунитет

Исследователи из Университета Северной Каролины измерили активность 594 связанных с иммунной системой генов в клетках носоглотки здоровых людей, среди которых были и традиционные курильщики, и вейперы.

Оказалось, что у тех, кто курит как обычные, так и электронные сигареты, активность 53 генов снижена или подавлена вовсе. Но кроме них, исследователи нашли у вейперов ещё 305 «выключенных» генов. Таким образом, электронное курение оказывает большее влияние на снижение иммунитета, чем обычное.

Поведение и психическое здоровье

В Нью-Йоркском университете сосредоточились на генах, отвечающих за поведение и психическое здоровье. Во время экспериментов учёные заставляли дышать «выхлопами» электронных сигарет лабораторных мышей. Выяснилось, что пары жидкостей с никотином и без него действуют на животных по-разному.

Самцы успешно справились с воздействием никотина, который не вызвал у них никаких генных нарушений. У самок отреагировала активность — увеличилась или уменьшилась — 148 генов в лобной доле.

Значительно сильнее действуют на мозг пары электронных сигарет, заправленных «безвредными» ароматными жидкостями без никотина. Под их действием у мышей обоего пола изменилась активность более 830 генов. Она оказалась значительно выше или ниже, чем у животных из контрольной группы.

Фото: Depositphotos

Учёные были настолько потрясены полученными данными, что повторили эксперимент ещё дважды, но результат не изменился.

Репродуктивная функция

Подверженные влиянию пара электронных сигарет мыши быстрее бегали, выше прыгали и дольше стояли на задних лапах, демонстрируя беспокойство, характерное для стрессовых ситуаций. Но кроме поведенческих нарушений, исследователи обнаружили репродуктивные проблемы.

Они нашлись у потомства мышей, которых заставляли дышать парами во время беременности. Оказалось, что вейпинг в этот период ведёт к увеличению общей концентрации сперматозоидов в сперме мужского потомства вдвое. При этом доля половых клеток с нормальной активностью снижается в пять раз.

Болезни сердца и сосудов

Проводя опыты над лабораторными мышами, токсикологи из Луисвиллского университета пришли к выводу, что пар электронных сигарет, как и дым обычных, способствует образованию бляшек в кровеносных сосудах, что ведёт к развитию атеросклероза. Исследователи «винят» в этом токсичные альдегиды: акролеин, формальдегид и ацетальдегид.

Фото: Depositphotos

Что еще почитать по теме?

Электронная сигарета. Какую выбрать?
Электронная сигарета. Кого устраивает никотиновая имитация?
Помогают ли электронная сигарета и никотиновый пластырь бросить курить?

Обновлено 23.09.2017