Такой академической красотой можно любоваться долго. И любуются до сих пор, не обращая внимания на живописную трагедию. Или любуются великолепными формами людей на контрасте с цветовой и формальной жесткостью разгневанной природы.
А сама трагедия в виде драматичного фона только усиливает прекрасные образы несчастных горожан на переднем плане. Даже старики на картине выглядят впечатляюще. Фигуры женщин можно вообще рассматривать часами. Особенно — лежащей женщиной с накинутым куском добротной ткани красивого горчичного цвета на переднем плане.
Еще ближе находятся мужчина в каске (наверное, воин) и женщина с короткой стрижкой (видимо, рабыня), которые красиво-театрально спасают своего господина. Рельефная мускулатура левого плеча воина в каске выгодно подчеркнута увядающими мощами тоже левого плеча пожилого человека. Это не случайно. Это — прием в композиции картины, чтобы разными возможными контрастами «разлить» по поверхности холста напряжение трагедии.
Художник разместил эту сцену в контражуре (в тени напротив света), чтобы выгодно показать на свету лежащую несчастную с горчичным хитоном под надвигающимся огненным кошмаром. Хотя вокруг лежащей немного накидано аккуратных камешков, но на ней самой — ни пылинки. И волосы красивые и здоровые. Блестящие. Как после хорошего шампуня с бальзамом.
На дальнем плане тоже нет никаких камней. Они там не нужны — зритель рыдает, глядя на идеальные формы лежащей без сознания красивой женщины на втором плане после сцены «спасения господина». Рядом с женщиной — беззащитный ребенок, ему тоже уготована ужасная смерть.
Ребенок — как ангел, женщина — само совершенство… И надвигающаяся смерть — как нечто неизбежное. Красивая картина.
На самом деле всё было не так красиво. Точнее — совсем некрасиво: антропологи, обследуя скелеты примерно трехсот горожан Помпеи, с удивлением отметили их преклонный по тамошним меркам средний возраст — более 40 лет.
И это еще не все: на костях большинства помпеян и помпеянок обнаружены следы артроза — болезни, которая не только обезображивает суставы, но и приводит к усиленному росту волос по всему телу.
Погибшие, вероятно, были уродливыми и волосатыми, и хорошо, что Брюллов не знал об этих достоверных фактах.
Да и сам город не был цветущим садом — еще за несколько лет до трагического извержения земля вокруг Везувия начала сотрясаться, и все, кто мог, наверняка не стали дожидаться последнего дня.
Археологи, внимательно изучившие состояние зданий в городе, обнаружили, что ремонтировать их уже никто не пытался. Похоже, что судьба города была хорошо понятна его жителям.
Так что в настоящее время есть серьезные свидетельства того, что задолго до своей гибели Помпея пришла в упадок и населяли ее отнюдь не красавцы.
Наверное, великолепные фрески, извлеченные из-под пепла, настолько смутили историков, что они, испытывая эстетический восторг, обрисовали Помпею, погибшую в 79 году нашей эры, цветущим городом, населенным молодыми и красивыми женщинами и мужчинами.
Автор картины «Последний день Помпеи» К. Брюллов тоже добавил «масла в огонь» во всех смыслах — маслом по холсту написал красивые образы несравненных помпеянок на фоне огня Везувия.
Эх!.. Но факты есть факты.
Что касается картины Брюллова... рассказывали мне об одной учительнице, которая, показывая эту картину детям на классном часе, обратила внимание на такой момент:: юноши несут старика, ребенок пытается привести в чувство мать, мужчина прикрывает женщину - никто не спасает себя. Так что подчеркнутая красота здесь не только телесная.
0 Ответить
Классицизм во всем его великолепии.
А что до найденных жертв извержения - вполне возможно, что молодые да здоровые просто успели убежать.
Оценка статьи: 5
1 Ответить
Игорь Вадимов, Вы абсолютно правы. Извержение Везувия началось со столба дыма, направленного в небо, что испугало горожан, и большинство из них бежали. За сутки можно было не спеша собраться и уйти. Охранять дома оставили рабов, естественно, не тех, которые могли быстро нести на себе скарб, который хозяева хотели забрать с собой. Так же дома остались старики, больные и беременные женщины - те, кому было сложно отправляться в путь. Естественно, большинство останков принадлежат нездоровым персонам, артрит предсказуем - с ним не побегать.
0 Ответить