Перваков Филипп Профессионал

Какие были на самом деле жители Помпеи?

Великий Карл Брюллов постарался на славу — горожанами Помпеи, изображёнными на картине, впору любоваться, а не жалеть их. Художник мастерски использовал все законы композиции и приёмы в живописи, чтобы показать красоту обнаженного человеческого тела.

К. П. Брюллов, «Последний день Помпеи», 1830-е гг. Фото: artchive.ru

Такой академической красотой можно любоваться долго. И любуются до сих пор, не обращая внимания на живописную трагедию. Или любуются великолепными формами людей на контрасте с цветовой и формальной жесткостью разгневанной природы.

А сама трагедия в виде драматичного фона только усиливает прекрасные образы несчастных горожан на переднем плане. Даже старики на картине выглядят впечатляюще. Фигуры женщин можно вообще рассматривать часами. Особенно — лежащей женщиной с накинутым куском добротной ткани красивого горчичного цвета на переднем плане.

Еще ближе находятся мужчина в каске (наверное, воин) и женщина с короткой стрижкой (видимо, рабыня), которые красиво-театрально спасают своего господина. Рельефная мускулатура левого плеча воина в каске выгодно подчеркнута увядающими мощами тоже левого плеча пожилого человека. Это не случайно. Это — прием в композиции картины, чтобы разными возможными контрастами «разлить» по поверхности холста напряжение трагедии.

Художник разместил эту сцену в контражуре (в тени напротив света), чтобы выгодно показать на свету лежащую несчастную с горчичным хитоном под надвигающимся огненным кошмаром. Хотя вокруг лежащей немного накидано аккуратных камешков, но на ней самой — ни пылинки. И волосы красивые и здоровые. Блестящие. Как после хорошего шампуня с бальзамом.

К. П. Брюллов, «Последний день Помпеи» (фрагмент), 1830-е гг.
К. П. Брюллов, «Последний день Помпеи» (фрагмент), 1830-е гг.
Фото: artchive.ru

На дальнем плане тоже нет никаких камней. Они там не нужны — зритель рыдает, глядя на идеальные формы лежащей без сознания красивой женщины на втором плане после сцены «спасения господина». Рядом с женщиной — беззащитный ребенок, ему тоже уготована ужасная смерть.

Ребенок — как ангел, женщина — само совершенство… И надвигающаяся смерть — как нечто неизбежное. Красивая картина.

На самом деле всё было не так красиво. Точнее — совсем некрасиво: антропологи, обследуя скелеты примерно трехсот горожан Помпеи, с удивлением отметили их преклонный по тамошним меркам средний возраст — более 40 лет.

Фрески Помпей, античная живопись. Вилла Мистерий
Фрески Помпей, античная живопись. Вилла Мистерий
Фото: ru.wikipedia.org

И это еще не все: на костях большинства помпеян и помпеянок обнаружены следы артроза — болезни, которая не только обезображивает суставы, но и приводит к усиленному росту волос по всему телу.

Погибшие, вероятно, были уродливыми и волосатыми, и хорошо, что Брюллов не знал об этих достоверных фактах.

Да и сам город не был цветущим садом — еще за несколько лет до трагического извержения земля вокруг Везувия начала сотрясаться, и все, кто мог, наверняка не стали дожидаться последнего дня.

Археологи, внимательно изучившие состояние зданий в городе, обнаружили, что ремонтировать их уже никто не пытался. Похоже, что судьба города была хорошо понятна его жителям.

Так что в настоящее время есть серьезные свидетельства того, что задолго до своей гибели Помпея пришла в упадок и населяли ее отнюдь не красавцы.

Античная фреска
Античная фреска
Фото: Источник

Наверное, великолепные фрески, извлеченные из-под пепла, настолько смутили историков, что они, испытывая эстетический восторг, обрисовали Помпею, погибшую в 79 году нашей эры, цветущим городом, населенным молодыми и красивыми женщинами и мужчинами.

Автор картины «Последний день Помпеи» К. Брюллов тоже добавил «масла в огонь» во всех смыслах — маслом по холсту написал красивые образы несравненных помпеянок на фоне огня Везувия.

Эх!.. Но факты есть факты.

Статья опубликована в выпуске 20.05.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Елена Асвойнова-Травина Читатель 24 мая 2020 в 14:17 отредактирован 24 мая 2020 в 22:37

    Что касается картины Брюллова... рассказывали мне об одной учительнице, которая, показывая эту картину детям на классном часе, обратила внимание на такой момент:: юноши несут старика, ребенок пытается привести в чувство мать, мужчина прикрывает женщину - никто не спасает себя. Так что подчеркнутая красота здесь не только телесная.

  • Классицизм во всем его великолепии.
    А что до найденных жертв извержения - вполне возможно, что молодые да здоровые просто успели убежать.

    Оценка статьи: 5

    • Карл-Август Аванти Карл-Август Аванти Профессионал 20 мая 2020 в 18:35 отредактирован 20 мая 2020 в 18:36

      Игорь Вадимов, Вы абсолютно правы. Извержение Везувия началось со столба дыма, направленного в небо, что испугало горожан, и большинство из них бежали. За сутки можно было не спеша собраться и уйти. Охранять дома оставили рабов, естественно, не тех, которые могли быстро нести на себе скарб, который хозяева хотели забрать с собой. Так же дома остались старики, больные и беременные женщины - те, кому было сложно отправляться в путь. Естественно, большинство останков принадлежат нездоровым персонам, артрит предсказуем - с ним не побегать.