О некоторых боевых и трудовых подвигах
- Командир полка
Ломовцев Д.Л. на самолёте Ил-2 в одном бою в 1942 г. сбил 3 транспортных самолёта врага. (Воспоминания Минькова М.И.) - Зам. командира эскадрильи старший лейтенант
Георгиев В.С. ценой своей жизни взорвал немецкий склад боеприпасов в 1942 г. (ВоспоминанияМинькова М.И. и Аронова Ш. И.)
Примечание: В Центральном Музее Вооружённых Сил в Москве демонстрируется винт самолёта и личные вещи Георгиева
- В один день в ноябре 1942 г. в условиях снежной метели полк (19 самолётов Ил-2) совершил 47 боевых вылетов, уничтожил 96 танков.
Примечание: Сообщение замполита полка полковника
- 26.07.44. г. Лётчик старший лейтенант Иваненко (Ивоненко —? Составителю и Редакции не удалось установить достоверно правильность написания фамилии лётчика, погибшего в июле 1944 года вместе со своим стрелком Николаевым смертью храбрых. В воспоминаниях однополчан также присутствуют расхождения в написании его фамилии. Поиски продолжаются. Примечание Редакции), стрелок сержант Николаев произвели вынужденную посадку на территории противника и отстреливались до последнего патрона. Наши войска насчитали вокруг изрешечённого самолёта около 80 трупов немцев, а в пепле потухшего костра обнаружили тела Иваненко и Николаева с обугленными ногами. Награждены посмертно орденами Отечественной войны. (Воспоминания
Казакова В.М. и Каплия И.Н.)
- 08.10.44 г. 4 атаками 10 самолётов Ил-2, ведущий капитан
Скорик С.С. , уничтожили 12 танков, до 15 автомашин, подавлен огонь 3 батарей зенитной артиллерии, уничтожено до 80 солдат и офицеров. (Запись в журнале боевых действий 2 эскадрильи).
- Лётчик
Зубрилов Н.Н. , тяжело раненый прилетел из-за линии фронта, нашёл свой аэродром и, теряя сознание, посадил самолёт. Спас дорогостоящий самолёт, привёз убитого стрелка. Подвиг не оценен и не отмечен. (ВоспоминанияЗахарова В.Н. и Каплия И.Н.)
- Ещё до того, как авиазаводы стали выпускать двухкабинные самолёты Ил-2, в полку были сконструированы и установлены на самолеты турельные пулемёты и посажены воздушные стрелки для защиты Ил-2 от истребителей врага сзади.
- На аэродроме Астафьево, натянув на самолёт палатку для защиты от снежного бурана, при свете карманных фонариков, 5 человек за ночь заменили двигатель.
- Несмотря на опасность взрыва, техсостав, рискуя жизнью, погасил пожар на самолёте, подожжённом бомбёжкой. Моторист
Бурделев Т.С. , обжёг руки и лицо, но сбил пламя. Награждён орденом Красной Звезды.
- Электромеханик старший сержант
Натейкин В.П. , хотя это было не по его специальности, обнаружил на одном из самолётов износ тяги управления рулями высоты. При проверке всех самолётов полка на этот дефект обнаружили его ещё на 7 самолётах. За высокую бдительность и знание смежной специальностиНатейкин В.П. был награждён орденом Отечественной войны 1 ст. (Воспоминания Минькова М.И.)
- При очередном прогреве мотора среди морозной ночи по вине механика порвались соты маслорадиатора, и самолёт выведен из строя, а до вылета осталось 4−5 часов. И делается почти невозможное: снимается с самолета радиатор, ремонтируется ночью в мастерской (ПАРМ) и снова ставится на самолёт. Самолёт вылетает на боевое задание вовремя. И никто — ни командир эскадрильи, ни инженер не знают об этом. (Воспоминания Проскурина И.А.)
- Механик
Роженко Г. И. утром обнаружил, что за ночь в самолёте замерз трубопровод. Чтобы не сорвать боевой вылет, надеясь на свои знания, умения, отсутствие паров и подтёков бензина, зажигает факел, суёт его в кабину в то место трубопровода, где, как он предполагает, находится «ледяная пробка» и, рискуя взорвать самолёт и себя, оттаивает трубопровод. Самолёт без задержки вылетает на боевое задание. В том, что замёрз трубопровод, виныРоженко Г. И. не было. (Воспоминания Роженко Г. И.)
- Лётчик
Белостоцкий С.Д. , вернувшись с разведки, сообщил, что в тумане обнаружил около 50 немецких танков и должен срочно туда отвести группу самолётов на штурмовку, но перестала стрелять левая пушка. Оказалось, что в пушке из-за перекоса «заел» патрон со снарядом. Разборка пушки требовала много времени, и Кукарекин Е.,Ершов В.К. иТравкин Е.И. смертельно рискуют, выбивая молотком застрявший патрон, надеясь, что обойдется без взрыва. Однако молоток соскальзывает и ударяет по капсюлю, патрон взрывается. При взрыве Кукарекину отрывает кисть руки, а Травкина контузит осколками. Пушка исправлена. Белостоцкий своевременно ведёт группу на штурмовку танков и получает орден Красного Знамени. Подвиг лётчика оценен, подвиг техсостава не замечен. (Воспоминания Травкина Е.И.)
- Какой-то лётчик-капитан, фамилия которого забылась, в одном бою под Курском уничтожил 4 немецких истребителя Ме-109. Два истребителя он сбил сам, а 2 других разбились о землю, когда гнались за ним. Капитан, уходя от погони, стал пикировать к земле, увлекая их за собой, и вывел свой ЯК-1 у земли, а немцы врезались в землю. (Воспоминания Роженко Г. И.)
- В июле 1944 г. в Белоруссии группа из 4-х Ил-2, ведомая лётчиком
Коваленко В.И. , после выполнения боевого задания без прикрытия истребителей была атакована 11 истребителями противника и рассеяна. Л-т Коваленко сбил один истребитель, второй был сбит стрелкомВойткевичем Ф.И. (лётчика Дроконова В.И.).Дроконов В.И. ,Войткевич Ф.И. иМуромцев А.П. (стрелок Коваленко В.И.) были ранены. По-видимому, был ранен и лётчик Комаров, самолёт которого был подбит, а затем загорелся. Комаров на горящем самолёте перелетел линию фронта и совершил вынужденную посадку на ближайшем аэродроме. К самолёту, не побоявшись взрыва, подбежал какой-то старшина из батальона обслуживания и помог раненому стрелку спастись, но не смог открыть кабину и вытащить Комарова. Лётчик Комаров, наверное, был без сознания, так как не открыл кабину, и взорвался с самолётом. («Примеры боевых действий» и воспоминания Барашкова Ю.И.)
О некоторых воспоминаниях
В октябре 1944 г. под Варшавой был сбит самолёт командира 3 эскадрильи старшего лейтенанта Ивутенко
По другой версии, рассказанной полковником
18 августа 1991 г. в Минске собрались ветераны 945 и 567 полков. Здесь впервые встретились сестра и дочь Ивутенко с боевыми друзьями погибшего брата и отца. Среди них были лётчик
Лётчик
Тартышин вспомнил и то, как он в немецком концлагере прятался от налетевших Ил-2, ожидая бомбежки. Ведь он сам выполнял такие приказы и штурмовал посёлки и деревни, не рассуждая. В подтверждение его слов, в журнале боевых действий 2 эскадрильи есть записи: «В результате двух атак уничтожено 2 танка, 2 автомашины и сожжена деревня», «Зажгли город Зегже, бомбили деревню Стаселяс».
В истории полка есть трагическое темное пятно — это вылет
Долго не было других известий об этом вылете, и вот лётчик
Жизнь длинной в 35 лет, отданных авиации, похожая на легенду встает из рассказов бывшего командира 2 эскадрильи капитана Скорика
Очень интересна судьба, также похожая на легенду, у бывшего командира 3 эскадрильи капитана Бондаренко
Уже упоминалось, что в полку должно было быть, начиная с 1944 г., 40 стрелков — по числу самолетов. Фактически их не хватало, и поэтому нередко за стрелка летали желающие специалисты по вооружению. Об этом написано у Задорина
Так,
Стрелок
Около 20% полка (и 1/3 техсостава) составляли механики 5-ти специальностей: механики по самолёту и двигателю, электрики, прибористы, радисты и вооруженцы. О жизни механиков авиационных (по самолёту и двигателю) интересно рассказывали
Роженко военную службу начинал мотористом («вечно грязный, вечно сонный — моторист авиационный»). Сначала работал на истребителях И-16 и ЯК-1 в Крыму, под Сталинградом и Курском, а затем прибыл мотористом к нам в полк на штурмовик Ил-2. Вскоре он получил повышение — был назначен механиком. Однажды он горящим факелом, рискуя взрывом бензина, растопил замёрзший в самолёте за ночь трубопровод. Обычно вокруг бензопроводов были «отпотевания» и пары бензина, а аккуратный Роженко не допускал такого. И как он смог определить где, в каком месте замерз трубопровод?! Жаль, что этот случай не был оценен как трудовой подвиг. Роженко регулярно вёл дневник (что было запрещено на фронте), а Климов, «по штатной должности механик, но с поэтической душой», сочинял стихи:
«Вместе мы спали в землянке,
В сарае, на сене сыром,
Одной укрывались шинелью,
Делились, как братья, во всём…»
Это среди его стихов и выписок из книг обнаружилось знаменитое в то время техническое переложение поэмы «Евгений Онегин», сделанное неизвестным автором.
Большинство техсостава, особенно из категории младших авиаспециалистов, были юными мальчишками. Об этом писал Семененко: «Нам в это время шёл только 18 год, и мы считались уже взрослыми». И эти мальчишки любили пошутить над друзьями, «разыграть», «купить», «схохмить», «урвать» и допускали при этом нередко безответственность.
В полку среди 250−300 молодых мужчин служило 7 солдаток: 3 мастера по радио — Женя Калугина, Лида Клокова, Аня Бородавко, 1 мастер по электрооборудованию — Тася Сурело, и 3 парашютоукладчицы — Аня Палтусова, Тася Ткач и Марина Калмыкова. В сборнике есть воспоминания Жени Калугиной и Ани Бородавко (Файбисович). В армии всем было трудно, а женщинам в несколько раз труднее. Трудно было выполнять не женские служебные обязанности, труден был быт, да ещё при постоянных переездах и в полевых условиях. И особенно трудно было жить среди такого большого количества молодых мужчин. Причём среди них около 70−80 человек лётного состава ежедневно рисковали жизнью, что заставляло некоторых из них жить одним днём.
Сдержанно и откровенно об этом рассказывает Женя Калугина: «Приходилось иногда, скрываясь, спать в неожиданных местах, где попало, под кустами, под заборами, в шкафах… Врачи травили нас таблетками (чтобы не забеременеть)». Есть воспоминания и 2-х женщин вольнонаёмных — работников батальонов аэродромного обслуживания (БАО). Эти БАО играли важную роль по обеспечению бесперебойных боевых вылетов авиаполков. (О работе БАО помещена краткая справка, написанная Шаблинским Б.П.). Так
О документах и фотографиях
Третья часть итогового сборника включает в себя перечень документов и фотографий, разысканных и использовавшихся составителем сборника
Среди документов можно найти представляющий особую ценность «Боевой путь 567 ШАП», выборочно списанный
Такие документы, а также Наградные листы отдельных лётчиков и техсостава полка, Приказы о награждениях и присвоении воинских званий, Благодарности, Политдонесения делают Сборник интересным, придают ему документальный характер и историчность. Наградные документы дают представление о системе награждения тех времен. Такими благодарностями «За Варшаву» и «За Берлин» был награжден весь состав полка.
Любопытно Политдонесение «О поведении на немецкой территории», в котором говорится о требованиях к поведению личного состава на немецких территориях, а также упомянуты случаи «барахольства» (мародерства). (Особенно они возросли, когда было разрешено отправлять почтовые посылки. А под Берлином некоторые из техсостава даже стали отбирать ценные вещи у репатриированных со всех стран Европы, двигавшихся в наш тыл по шоссе из концлагерей и мест работы. Несколько человек были осуждены за это трибуналом).
Некоторые сведения, помещённые в раздел «Документы», можно отнести к таковым лишь отчасти, так как они составлены на основе воспоминаний ветеранов полка и анализа имеющихся фактических документов. Общую картину дополняют статьи, публиковавшиеся в газетах и посвящённые боевой работе 567 ШАП или отдельным его лётчикам и техсоставу («Крылья Родины», «Правда», «Народная газета»). В красноармейской газете «Крылья Родины» от
Список погибших и пропавших без вести из 567 ШАП на 1 Белорусском фронте, составленный Шаблинским по документам и воспоминаниям, был отправлен в Варшаву в Польское Издательство книги «Память». В письме из Польши сообщено, что погибшие будут напечатаны во 2-м издании книги.
Каплий И.Н. вспомнил, что врач полка
Фотографии зрительно дополняют воспоминания и документы, делают их более убедительными и содержательными. Это тоже документы, подтверждающие события, зримый след происходившего. Это и образы живших когда-то людей.
Полные списки сфотографированных на общих кадрах не удалось составить. Некоторые фотографии сделаны в послевоенные годы и помещены в сборник потому, что на них сфотографированы однополчане, служившие в полку во время войны. Фотографий 1-го состава полка, действовавшего на Северо-Западном фронте 2,5 месяца в начале 1942 года, в сборнике нет. Наиболее полно отражён в фотографиях третий состав полка, периода 1944−45 гг.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...