• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сборник Крылья ПобедыБоевой путь 567 штурмового авиационного Берлинского полка

     ОГЛАВЛЕНИЕ     

Предисловие к сборнику ответственного редактора Меркушева А.И.

Введение:

Глава I. Боевой путь 567 штурмового авиационного Берлинского полка:

Глава II. Воспоминания 1 и 2 периодов боевого пути (1941-1942 г.г.)

Глава III. Воспоминания 3 периода боевого пути (1944-1945 г.г.)   

1. Участие полка в освобождении Белоруссии

2. Рассказ бывшего командира 567 ШАБП Свирса Б.К.

3. Рассказ командира I эскадрильи в 1944-45 г.г. Каплия И.Н.

4. Рассказ командира II эскадрильи Кудинова З.Г.

5. Рассказ лётчика I аэ Моспан Н.В.

6. Рассказ воздушного стрелка Буймова И.Ф.

7. Рассказ воздушного стрелка I аэ Воронова Ю.М.

8. Рассказ  воздушного стрелка I аэ Захарова В.Н.

9. «35 лет в авиации»

9.1. Рассказы командира 2 аэ Скорика С.С., записанные Шаблинским Б.П.

9.2. Юбилейные поздравления Скорика С.С. с 80-летием.

10. Рассказ лётчика 2 аэ Децюры В.Г.

11. Рассказ техника звена 2 аэ Проскурина А.А.

12. Рассказ старшего механика 2 аэ Климова Ю.А.

13. Рассказы о судьбе командира 3 аэ ст. лейтенанта Ивутенко И.И.

13.1. Письмо лётчика 945 ШАП Тартышина Н.А. сестре Ивутенко И.И.

13.2. Рассказ лётчика 945 ШАП Тартышина Н.А.

13.3. Письмо лётчика 945 ШАП Сергеева А.П. сестре Ивутенко И.И.

13.4. Письмо жены Ивутенко Надежды Ивановны его сестре Ирине Ивановне

13.5. Письмо лётчика 3 аэ Белостоцкого С.Д. сестре Ивутенко И.И.

13.6  Рассказ лётчика 3аэ Белостоцкого С.Д.

13.7. Выступление сестры бывшего командира 3аэ 567 ШАП Ивутенко И.И. - Ирины Ивановны Ивутенко на встрече ветеранов 945 и 567 ШАП 18.08.1991 года

13.8. Выступление дочери бывшего командира 3аэ 567 ШАП Ивутенко И.И. - Ольги Ивановны Воевалко на встрече ветеранов 945 и 567 ШАП 18.08.1991 года

13.9. Копия письма польского Общества «Память» Ирине Ивановне Ивутенко о месте захоронения Ивутенко И. И. и включении его имени во второе издание книги «Память»

14. Рассказ командира 3 аэ майора в отставке Бондаренко В.В. по записям Шаблинского Б.П.

15. Рассказ однополчан — семьи бывшего лётчика Файбисович П.Б. и его жены бывшего мастера по радио Файбисович А.П.

16. «О работе батальонов аэродромного обслуживания (БАО)» — Шаблинского Б.П.

17. Рассказ работника БАО Бранспис М.Н. (жены полкового врача Бранспис А.Я.)

18. Рассказ лётчика Петрова Д.Н.

19. Рассказ работника БАО Петровой М.Д. (жены лётчика Петрова Д.Н.)

20. Рассказ мастера по радио Е.Г.  Князевой-Калугиной «Жизнь прожить — не поле перейти»

21. Рассказы механика самолета 3 аэ гв. ст. сержанта Роженко Г.И.  

      21.1 Мой путь

      21.2 О жизни полка

      21.3 «Путевые заметки» — дневник

22. Рассказ механика самолета 3 аэ Довгиш В.И.

23. Из рассказов механика I аэ Федоренко А.Н.

24. «Немного о себе». Рассказ бывшего техника 567 ШАБП полковника-инженера в отставке Шаблинского Б.П.

25. Рассказ мастера по вооружению 1 аэ Семененко Н.И.

26. Рассказ лётчика Белостоцкого С.Д. о первом боевом вылете штурмовой авиации на Берлин

27. Рассказ бывшего механика самолёта 1 аэ полковника-инженера в отставке Барашкова Ю.И.

28. Рассказ бывшего механика по вооружению 2 аэ полковника в отставке Задорина Б.И.

29. Рассказ бывшего мастера по вооружению 3 аэ Травкина Е.И.

30. Рассказ бывшего техника звена управления майора в отставке Минькова М.И. «О составе 567 ШАП и работе техсостава»

31. Отрывок из очерка «Над полем боя» Героя Советского Союза, бывшего командира 198 ШАД гв. полковника Белоусова В., вошедший в книгу «Штурм Берлина», Воениздат, 1948 г.

32. Стихотворения полкового врача Бранспис А.Я.:

- «На встречу ветеранов 16 воздушной армии»

- «Однополчанам»   

- «Скорику С.С. и Бондаренко В.В.»   

- «Каплию И.Н.»   

- «Горбатый»   

- «Совсем молодым»   

- «Наш «Ил-2»»   

- «Друзьям 567 ШАП»   

33. Фронтовой роман в стихах «Евгений Онегин»

Рассказ командира II эскадрильи Кудинова З. Г.

В 567 шап я служил с декабря 1943 года по 17 августа 1944 года. Прошёл с полком в качестве командира 2-ой авиаэскадрильи от Краснодара через Миргород, Козельщину, Сарны до Любартова.

Из Козельщины мы 08.07.1944 г. перелетели в Малую Медвежку, это немного западнее г. Сарны. 19.07.1944 г. я во главе четырёх Ил-2 вылетел на задание бомбить скопление войск противника у переправы через речку Буг. Погода в районе цели была плохая, дождевые тучи преградили путь. Мне надо было вернуться, а я хотел выполнить приказ и решил тучу обойти. С курса сбился и заблудился. Вышел на какой-то немецкий аэродром. Нас обстреляли зенитки, один снаряд попал в мой мотор, который стал барахлить, и я от группы отстал. Группу повёл Децюра, я сел за линией фронта.

Три дня мы бродили со стрелком в тылу у немцев по лесам и болотам, голодные и, всё же, линию фронта пересекли удачно, явились в полк. За неправильное решение по выполнению задания и потерю группы я был понижен в должности и назначен заместителем командира авиаэскадрильи в 41-ый Воронежский штурмовой авиаполк. Этот полк входил в состав 198 шад, куда входили также 567 и 945 штурмовые полки.

18 августа 1944 года я прибыл в Радзынь, где базировался 41 шап и стал заместителем командира авиаэскадрильи. Сделал я там 6 боевых вылетов, и 9 сентября 1944 года мы перелетели в Белёво на отдых, куда прилетел и ваш 567 шап. Через некоторое время полк перелетел на другое место, а мы остались в Белёво до 5 октября. Потом перелетели в Страховку и снова стали воевать. Через три месяца меня опять назначили командиром авиаэскадрильи в этом же полку, и в этой должности я был до конца войны.

2 февраля 1945 года я с группой (6 самолётов) прилетел в Замтер (теперь он Шамотулы). Там уже была часть вашего полка. Я встретил многих ребят и девчат. В связи с тем, что аэродром в Замтере раскис, остальным приказали садиться в Беднарах. 4 февраля я на У-2 из Замтера полетел в Кухары и со второй группой самолётов (тоже 6 единиц) прилетел в Беднары, где уже сидел со своей эскадрильей Скорик. Это было 16 февраля 1945 года. Только я прилетел, а мне ребята сразу же сказали, что нелепо погиб Горбаченко И. Н., что его только привезли из леса и положили в каком-то сарае. Я пошёл посмотреть и был опечален тем, что он погиб. Я ведь знал его ещё в Кинеле, где формировался 567 шап. На другой день его похоронили, и мне пришлось у его могилы выступить со скорбным словом.

В июне 1945 года после взлёта у меня загорелся мотор. Высота была 70−100 метров. Я сумел посадить самолёт в лесу на поляну, но сильно ударился о землю, после чего стал болеть. Самолёт сгорел полностью, остались только крылья, хвост и обгорелый мотор. Долго лечился в санатории, затем в госпитале в Германии и в центральном авиационном госпитале в Москве. После получил отпуск. Это было уже в марте 1946 года. По истечении срока отпуска меня опять положили в госпиталь. Госпитальная комиссия признала меня не годным к лётной работе и ограниченно годным к военной службе. На основании этого заключения я был демобилизован в звании майора. В октябре 1946 года приехал домой, немного окреп и пошёл работать. Работал на хозяйственных должностях, затем 16,5 лет работал начальником команды ВОХР и по совместительству начальником штаба ГО.

Дети закончили институты, и мы с женой пошли на покой. Вот только не повезло, т.к. у неё образовалась гипертония, которая дала осложнение на ноги, и в 1982−83 году она стала ходить с палочкой даже в комнате. Все домашние работы пришлось выполнять мне, а весной в апреле 1984 года я тоже лёг в больницу. С женой в это время находились мои сёстры и тёща сына по очереди. 22 апреля у неё случился обширный инфаркт, и 24 апреля её не стало в возрасте 69,5 лет. До сих пор не могу привыкнуть, что я один.

Я на пенсию вышел в 66 лет. Это было связано с учёбой сына. У меня их два (1938 и 1939 г. р.). Здоровье тогда ещё позволяло, и я постарался дать возможность сыновьям спокойно учиться.

Сейчас здоровье пошатнулось, сердце часто беспокоит.

Статья опубликована в выпуске 23.02.2021

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: