• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Сборник Крылья ПобедыБоевой путь 567 штурмового авиационного Берлинского полка

     ОГЛАВЛЕНИЕ     

Предисловие к сборнику ответственного редактора Меркушева А.И.

Введение:

Глава I. Боевой путь 567 штурмового авиационного Берлинского полка:

Глава II. Воспоминания 1 и 2 периодов боевого пути (1941-1942 г.г.)

Глава III. Воспоминания 3 периода боевого пути (1944-1945 г.г.)   

1. Участие полка в освобождении Белоруссии

2. Рассказ бывшего командира 567 ШАБП Свирса Б.К.

3. Рассказ командира I эскадрильи в 1944-45 г.г. Каплия И.Н.

4. Рассказ командира II эскадрильи Кудинова З.Г.

5. Рассказ лётчика I аэ Моспан Н.В.

6. Рассказ воздушного стрелка Буймова И.Ф.

7. Рассказ воздушного стрелка I аэ Воронова Ю.М.

8. Рассказ  воздушного стрелка I аэ Захарова В.Н.

9. «35 лет в авиации»

9.1. Рассказы командира 2 аэ Скорика С.С., записанные Шаблинским Б.П.

9.2. Юбилейные поздравления Скорика С.С. с 80-летием.

10. Рассказ лётчика 2 аэ Децюры В.Г.

11. Рассказ техника звена 2 аэ Проскурина А.А.

12. Рассказ старшего механика 2 аэ Климова Ю.А.

13. Рассказы о судьбе командира 3 аэ ст. лейтенанта Ивутенко И.И.

13.1. Письмо лётчика 945 ШАП Тартышина Н.А. сестре Ивутенко И.И.

13.2. Рассказ лётчика 945 ШАП Тартышина Н.А.

13.3. Письмо лётчика 945 ШАП Сергеева А.П. сестре Ивутенко И.И.

13.4. Письмо жены Ивутенко Надежды Ивановны его сестре Ирине Ивановне

13.5. Письмо лётчика 3 аэ Белостоцкого С.Д. сестре Ивутенко И.И.

13.6  Рассказ лётчика 3аэ Белостоцкого С.Д.

13.7. Выступление сестры бывшего командира 3аэ 567 ШАП Ивутенко И.И. - Ирины Ивановны Ивутенко на встрече ветеранов 945 и 567 ШАП 18.08.1991 года

13.8. Выступление дочери бывшего командира 3аэ 567 ШАП Ивутенко И.И. - Ольги Ивановны Воевалко на встрече ветеранов 945 и 567 ШАП 18.08.1991 года

13.9. Копия письма польского Общества «Память» Ирине Ивановне Ивутенко о месте захоронения Ивутенко И. И. и включении его имени во второе издание книги «Память»

14. Рассказ командира 3 аэ майора в отставке Бондаренко В.В. по записям Шаблинского Б.П.

15. Рассказ однополчан — семьи бывшего лётчика Файбисович П.Б. и его жены бывшего мастера по радио Файбисович А.П.

16. «О работе батальонов аэродромного обслуживания (БАО)» — Шаблинского Б.П.

17. Рассказ работника БАО Бранспис М.Н. (жены полкового врача Бранспис А.Я.)

18. Рассказ лётчика Петрова Д.Н.

19. Рассказ работника БАО Петровой М.Д. (жены лётчика Петрова Д.Н.)

20. Рассказ мастера по радио Е.Г.  Князевой-Калугиной «Жизнь прожить — не поле перейти»

21. Рассказы механика самолета 3 аэ гв. ст. сержанта Роженко Г.И.  

      21.1 Мой путь

      21.2 О жизни полка

      21.3 «Путевые заметки» — дневник

22. Рассказ механика самолета 3 аэ Довгиш В.И.

23. Из рассказов механика I аэ Федоренко А.Н.

24. «Немного о себе». Рассказ бывшего техника 567 ШАБП полковника-инженера в отставке Шаблинского Б.П.

25. Рассказ мастера по вооружению 1 аэ Семененко Н.И.

26. Рассказ лётчика Белостоцкого С.Д. о первом боевом вылете штурмовой авиации на Берлин

27. Рассказ бывшего механика самолёта 1 аэ полковника-инженера в отставке Барашкова Ю.И.

28. Рассказ бывшего механика по вооружению 2 аэ полковника в отставке Задорина Б.И.

29. Рассказ бывшего мастера по вооружению 3 аэ Травкина Е.И.

30. Рассказ бывшего техника звена управления майора в отставке Минькова М.И. «О составе 567 ШАП и работе техсостава»

31. Отрывок из очерка «Над полем боя» Героя Советского Союза, бывшего командира 198 ШАД гв. полковника Белоусова В., вошедший в книгу «Штурм Берлина», Воениздат, 1948 г.

32. Стихотворения полкового врача Бранспис А.Я.:

- «На встречу ветеранов 16 воздушной армии»

- «Однополчанам»   

- «Скорику С.С. и Бондаренко В.В.»   

- «Каплию И.Н.»   

- «Горбатый»   

- «Совсем молодым»   

- «Наш «Ил-2»»   

- «Друзьям 567 ШАП»   

33. Фронтовой роман в стихах «Евгений Онегин»

Участие полка в освобождении Белоруссии

(Ковельская операция)

Белорусская наступательная операция проходила в период с 23 июня по 29 августа 1944 г.

6 июля 1944 г. 567-й полк прибыл с Украины на аэродром Медвежка — западнее железнодорожной станции Сарны между Маневичами и Чарторийском, а 22 июля перебазировался на аэродром Ненцы (18 км северо-восточнее г. Ковель).

За этот период было сделано 35 боевых вылетов (налёт 41 час 22 мин.) из них на разведку 3 и 24 — по колоннам противника на марше. Уничтожено и повреждено: танков — 2, артбатарей — 49, батарей зенитной артиллерии (ЗА и МЗА) — 2, повозок — 17, солдат и офицеров — 130. Согласно сведениям 198 ШАД в Ковельской операции полком было сделано в 5−6 раз больше вылетов, чем упомянутые 35. По-видимому, другие вылеты (сверх 35) проводились на территорию Польши. В Ковельской операции полк потерял 4 лётчика (Простибоженко, Макеев, Комаров, Иваненко (Ивоненко —? Составителю и Редакции не удалось установить достоверно правильность написания фамилии лётчика, погибшего в июле 1944 года вместе со своим стрелком Николаевым смертью храбрых. В воспоминаниях однополчан также присутствуют расхождения в написании его фамилии. Поиски продолжаются. Примечание Редакции) и 3 стрелка (Краюшкин, Зимин, Николаев), а также 4 самолёта. Так, 19 июля не вернулись с боевого задания 4 самолёта Ил-2. Спустя несколько дней пришли лётчики Кудинов и Децюра со своими стрелками, а лётчики Простибоженко и Макеев со своими стрелками Краюшкиным и Зиминым пропали без вести. Группа из 4-х самолётов Ил-2, ведомая лейтенантом Коваленко В. И., после выполнения задания без прикрытия наших истребителей была атакована 11 истребителями противника и рассеяна. Лейтенант Коваленко был атакован сверху-сзади парой Фокке-Вульф-190. Первая атака была отбита стрелком Муромцевым, при повторной атаке он был тяжело ранен. Один фоккер прошел чуть впереди самолета Коваленко, и Коваленко, довернув свой Ил, сбил его пушечной очередью. Второй вражеский истребитель был сбит стрелком лётчика Дроконова — Войткевичем, при этом лётчик со стрелком были ранены, но привели весь избитый самолёт на свой аэродром. Самолёт лётчика Комарова со стрелком Ермашовым был подбит и загорелся. На горящем самолёте Комаров перетянул через линию фронта и приземлил самолёт на ближайшем нашем аэродроме, но неудачно. По-видимому, Комаров был ранен и не видел хорошо земли, т. к. всё время запрашивал у своего стрелка, чей это аэродром, наш или немецкий. От сильного удара самолёта о землю стрелок был ранен. Не побоявшись взрыва, к горящему самолёту бросился неизвестный старшина из батальона обслуживания. Он помог раненому стрелку спастись, но не смог открыть кабину и вытащить Комарова. Лётчик Комаров, очевидно, был без сознания, т. к. не смог открыть кабину и взорвался с самолётом.

26 июля исключительное мужество и героизм проявили лётчик старший лейтенант Иваненко И. М. (Ивоненко —? Составителю и Редакции не удалось установить достоверно правильность написания фамилии лётчика, погибшего в июле 1944 года вместе со своим стрелком Николаевым смертью храбрых. В воспоминаниях однополчан также присутствуют расхождения в написании его фамилии. Поиски продолжаются. Примечание Редакции) и воздушный стрелок сержант Николаев. При выполнении задания самолёт был подбит и сел на «вынужденную» за линией фронта. Немцы начали сбегаться к самолёту, экипаж открыл огонь из пушек, затем из пулемётов, наконец, из личного оружия. Район посадки вскоре был занят нашими войсками. Вокруг изрешечённого самолёта насчитали около 80 трупов гитлеровцев, а в пепле потухшего костра лежали тела Иваненко и Николаева с обугленными по колени ногами. Герои были захоронены в братской могиле и потом посмертно награждены орденами Отечественной войны 1 степени.

30 июля полк перебазировался на первый польский аэродром Любартув (20 км севернее г. Люблин). Начиналось освобождение Польши. Разгром немцев в Белоруссии был большим, чем в Сталинграде, т. к. было уничтожено от 25 до 28 немецких дивизий (около 350 тыс. человек). После завершения Белорусской операции, чтобы доказать враньё на Западе, что немцы сами отступили из Белоруссии из-за высадки 2-го фронта, по Москве провели 57 тысяч пленных. Наступление в Белоруссии началось при значительном превосходстве советской авиации и её господстве в воздухе, однако в первой половине августа эти преимущества были утрачены. Так, ВВС 1 Белорусского фронта с 1 по 13 августа сделали 3170 самолётовылетов, а немецкая — 3316. Даже немцам стало ясно, что после 40-дневного наступления, сила Красной Армии иссякла, и мы не могли помочь восстанию в Варшаве…

Статья опубликована в выпуске 23.02.2021

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: