В СССР нашли выход — изобрели кирзу, отличный кожзаменитель, из которого начали тачать сапоги. Почему кирзу так назвали? Есть несколько версий.
- По одной из них кирзу делали на КИРовском ЗАводе искусственных кож (в городе Кирове, расположенном на реке Вятка) — вот по аббревиатуре «кирза» и получилась.
- А еще говорят, будто в Англии в начале XX века был изобретен кожзаменитель — грубое техническое полотно, которое называли «kersey». Сейчас это слово так кирзу и означает.
Проблема массового изготовления солдатских сапог возникла в конце XIX века. Армии нового времени требовали миллионы пар обуви, что было очень недешево: в 1914 году в России пара солдатских сапог стоила 1 руб. 15 коп., а офицерские сапоги стоили аж 11 рублей. И надо было где-то найти сотни тонн сырья, яловой кожи — бычья или от взрослых коров уже не годилась, была слишком толстой. Только на ваксу для сапог в 1913 году армия потратила 500.000 рублей.
Короче, армии был необходим дешевый и хороший кожзаменитель.
В 1904 году инженер-генерал-майор
В СССР кожзаменитель для производства сапог разрабатывал целый ряд ученых. Удачно получилось у ученого-химика Ивана Васильевича Плотникова, который попробовал плотную хлопчатобумажную ткань пропитывать бутадиен-натриевым каучуком. В 1935 году из пробной партии Кирзы-СК были пошиты солдатские сапоги, которые передали для испытаний в войска. После 8 месяцев испытаний новый кожзаменитель был одобрен наркомом Ворошиловым. В феврале 1941 года кирзовые сапоги были утверждены в качестве обуви рядового и младшего командного состава РККА.
Развернутое в Кирове производство кирзы дало возможность бойцам РККА иметь удобную и практичную всепогодную обувь. В апреле 1942 г. Сталинской премии 2-й степени были удостоены 10 специалистов — те, кто придумал новый кожзаменитель, и те, кто внедрил его в промышленное производство.
В войну и после нее производство кирзы только увеличивалось. К настоящему времени произведено свыше 150 миллионов пар кирзовых сапог. Сразу после войны мода на кирзовые сапоги появилась на селе. Ведь кирзачи — отличная обувь для носки в условиях деревни, им не страшны грязные дороги или размокшая пашня.
Правда, у кирзы есть свои недостатки. Она может промокнуть, если очень долго ходить в ней по глубокой грязи без просушки. При этом сапоги набухают и становятся тесными. От воды кирзу защищали, смазывая сапоги солидолом.
Россия и сейчас — крупнейший мировой производитель кирзы. Кирзовые сапоги до сих пор выпускаются и во многом, в том числе в себестоимости, превосходят другую армейскую обувь, даже берцы.
Совсем недавно в попытке догнать Запад в армии было какое-то продвижение по замене сапог на берцы, а портянок на носки. В прессе вначале писали об этом движении как о прогрессивном, как о попытке отказаться от нашего тоталитарного прошлого и присоединиться к просвещенному Западу. Потом про этот эксперимент с военной формой писать перестали.
В самом деле — эксплуатация кирзачей давно в армии отработана, как и процесс наматывания портянок. А вот что будет с носками после длительного марш-броска с полной выкладкой, лучше даже и не думать. Хотя бегать в берцах — определенно легче, чем в кирзачах.
В общем, мне кажется, хоронить кирзу и кирзачи еще несколько рановато…
Похоже, для армии в России всегда делали качественные сапоги.
Как-то читал о русских пленных времен Первой мировой. Так вот, с офицерами немцы себе такого позволить не могли, а с рядового и унтер-офицерского состава сапоги снимали и взамен выдавали деревянные ботинки. Настолько хорошими были юфтевые сапоги царской армии, что немцы не могли себе позволить такой роскоши - оставить качественную и удобную вещь пленным в то время, когда свои солдаты ходят незнамо в чем.
Вообще, кирзовые сапоги не только практичная, но и довольно удобная вещь. Анекдот, но ей бо, все именно так и было. Первые пару месяцев после дембеля ногу, привыкшую за два года к кирзе, натирали... Домашние тапочки! Чтобы решить вдруг, казалось бы, ниоткуда возникшую проблему, я не придумал ничего иного, как просто взял и острым кухонным ножом отрезал у тапок задники и середину вплоть до окончания носка.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо, Константин Кучер, интересно узнать Ваше мнение.
Лично я после кирзачей проблем с тапочками дома не имел, но из туфель в кирзачи перелез без проблем.
А вот отцу выдавалось, кажется раз в два года "новое обмундирование" или деньги на него - так я ходил и в школу и вообще - в его брюках с выпоротым кантом, его шапке, его зимней куртке и в его ботинках. Причем отцовы зимние куртки, шапки-ушанки, шарфы - в школу одевали почти все мои одноклассники.
Причем, если, переехав в Ленинград, от форменной одежды отказался сразу - а его ботинки армейские мне служили верой и правдой еще лет 15. Сносу им не было.
А кирзачи - это да, это только в армии. Обувка специфическая, но очень удобная для носки - скажем в деревне или на полях.
0 Ответить
Игорь, не только в деревне, на полях. В леспромхозах практически все, и мужчины, и женщины ходили в кирзачах. На стройках. Отец как-то, после того, как вышел "на поверхность", работал в геологической партии, так им тоже выдавали спецодежду и в неё входила пара кирзачей.
В армейских шапках ушанках, бушлатах старших братьев в моё время многие мои сверстника ходили в школу. И тогда это не было чем-то необычным.
А вот с габардином у меня как-то была история. Уж не знаю, откуда мама раздобыла отрез этой ткани, скорее всего, кто-то из родителей её учеников подарил. Так вот, из этого отреза решили пошить мне брюки. Так ни одно пошивочное ателье в городе не взялось за эту работу. Типа, нам запрещено с этим материалом работать. Только ателье Военторга взялось за заказ. Но чтобы они это сделали, пришлось им принести квитанцию - откуда у нас этот отрез.
Оценка статьи: 5
0 Ответить