Германия
В Германии было очень много танковых асов, которые десятками и сотнями жгли советские машины. Тут, правда, есть маленькое «но» — их победы засчитаны с их слов.
У одного из немецких суперасов, Михаэля Виттмана, на счету 138 танков, из них 119 советских и 28 танков союзников. Но одна беда — его счет не совсем совпадает с нашими потерями. В боях декабря 1943-го/ января 1944 года он записал на свой счет 70 советских танков и был награжден Рыцарским Крестом. Однако на этом участке в то время советских танковых войск не было вовсе. Он поджег два трофейных Т-34, в пылу боя не заметив крестов на башнях. Делу о дружественном огне хода давать не стали.
Самый результативный ас панцерваффе — Курт Книспель. Он из судетских немцев, уроженец Чехословакии. Его счет — 168 подтвержденных побед и около 30 неподтвержденных.
Но его не повышали в званиях и не наградили Рыцарским Крестом из-за недостаточно арийского мировоззрения. Он смел очень резко отзываться о государственной политике, один раз отлупил полицейского, который вел арестованного и бил его, а потом в ответ на замечание Курта обозвал его и замахнулся на него. Другой раз он украл спиртное, спрятав его внутри своего «Тигра». Потому он так и остался унтер-офицером.
На втором месте немецких асов Мартин Шройф (161 танк). Тут есть странности… Танкистом он был с марта 1944 года, воевал на «Тигре». На Западном фронте. Информации, как он на этом фронте во время отступлений 1944−45 годов ухитрился уничтожить столько американских танков, я не нашел.
На третьем месте Отто Кариус — более 150 танков и САУ. Воевал вначале на чешском 35(t), потом — на «Тигре», по большей части — на Восточном фронте, лишь в самом конце был переведен на Западный. Вместе с Михаэлем Виттманом был вознесен ведомством Геббельса как истинный воин и супергерой.
Всего в панцерваффе служили 17 человек, каждый из которых уничтожил более 100 танков противника.
СССР
В РККА не нашлось ни одного танкиста, на счету которого было бы больше 52 танков врага.
Лучший советский танковый ас — Дмитрий Лавриненко (52 уничтоженных вражеских танка). Войну он начал на Западной Украине, в городе Станислав, и в боях находился с самого начала войны, участвовал в битве под Бродами, командуя танковым взводом 15-й танковой дивизии. На вооружении взвода стояли танки БТ-5.
Никаких побед в той битве Лавриненко не одержал, его танк оказался поврежден в самом начале боя. Он сумел его вывести и доставить в ремонтные мастерские, наотрез отказавшись его взорвать, дабы не достался врагу. «Безлошадные» танкисты дивизии были выведены в тыл для получения бронетехники. В августе им дали новую технику, танки Т-34. В конце сентября их отправили на фронт, с начала октября 4-я танковая бригада полковника Катукова, в которой начал воевать Лавриненко — снова в боях.
Вплоть до своей гибели 18 декабря 1941 года, за 2.5 месяца боев, Дмитрий Лавриненко успел сжечь 52 танка противника. Воевали они чаще из засад, так удавалось нанести врагу больше потерь. Погиб лейтенант Лавриненко, попав под минометный обстрел противника, когда шел к штабу бригады. Единственной своей наградой, орденом Ленина, он был награжден посмертно 22.12.1941.
Второй и третий в списке советских танковых асов — Владимир Александрович Бочковский (36 танков) и Иван Иванович Корольков (34 танка).
Владимир Александрович Бочковский боевое крещение получил на Брянском фронте летом 1942 года. Воевал в 1-й гвардейской танковой бригаде командиром взвода, роты, батальона, участник боев на Ржевском выступе, был там тяжело ранен. Воевал на Курской дуге, участник боев под Обоянью. Участник боев на юге Украины, в апреле 1944 года стал Героем Советского Союза. Участник Висло-Одерской операции. За мужество, героизм и умелое командование в этой операции был представлен вторично на Героя. Но кто-то из фронтового начальства переправил наградной лист на орден Суворова III степени.
В боях на Зееловских высотах был еще раз тяжело ранен, из госпиталя вышел уже после окончания войны, осенью 1945 года. А его боевой счет, очевидно, просто рос с боями — там 3 танка (а вся его рота — 19 танков), там 4 танка (а вся рота — 15 танков)… Вот 36 немецких танков и набралось с 1942 по 1945 год.
Иван Иванович Корольков начал воевать на западной границе подо Львовом 22 июня 1941 года, механиком-водителем. За успешные боевые действия в 1941 году получил орден «Красной Звезды». Участник Харьковской операции. К лету 1942 года он уже был старшим лейтенантом и командиром роты КВ-1 — на Сталинградском фронте. К началу окружения немцев под Сталинградом на его личном счету набралось 26 танков противника.
Указом Президиума Верховного Совета СССР 8 февраля 1943 года ему было присвоено звание Героя Советского Союза. С февраля 1944 года командовал гвардейским танковым полком.
Количество записанных побед наших танкистов немного удивляет. Тот же Павел Данилович Гудзь в этом списке находится на 43 месте с 18 подбитыми танками — когда только в одном бою под Москвой он сжег 12 танков врага, готовых к броску на столицу, от которой эти танки отделяли только взвод пехоты и танк Павла Гудзя. Его КВ-1 уничтожил все эти танки, не сумевшие пробить броню КВ, хотя после боя на корпусе и башне насчитали 19 попаданий.
А ведь на своем КВ он воевал с 22 июня 1941 года по май 1944 года, был и под Сталинградом, Москву защищал, был тяжело ранен в бою под Запорожьем (в нем он уничтожил два «Тигра»). Только в начале войны, еще на границе, он поджег в самом первом бою два немецких танка, а потом, во время прорыва из окружения, сдерживая немецкую танковую колонну — еще пять немецких танков. «Записанные» на него 18 танков получаются только по итогам трех его боев. Как же так?
Очевидно, дело тут просто в разной методике подсчета. Немецкие танки, сожженные и Лавриненко, и Гудзем, и другими танкистами в 1941−42−43 годах, в зачет обычно не шли, ибо поле боя оставалось за немцами и доказательств они предоставить не могли. А немецкое командование своим танкистам верило на слово.
США
Американский стафф-сержант Лафайет Пул, воюя на танке М4 «Шерман», уничтожил не менее 12 немецких танков.
Канада
Майор Сидней Валпи Рэдли-Уолтерс на танке М4 «Шерман» подбил 18 немецких танков.
Великобритания
Норман Плау, лейтенант 2-го королевского танкового полка, на танке «Матильда» уничтожил до 20 танков противника.
Франция
Генерал Пьер Бийот (Pierre Billotte), воюя на танке B1bis, подбил 13 немецких танков.
Польша
Подпоручик Матеуш Лях (Mateusz Lach), 2-й танковый полк 1-й отдельной танковой бригады (1 Warszawska Brygada Pancerna im. Bohaterów Westerplatte), воюя на Т-34−85, подбил 12 танков противника.
Чехословакия
Поручик Стефан Вайда (Stěpan Vajda), воюя в составе 1-й чехословацкой танковой бригады на Т-34−85, подбил 11 танков противника.
Другие страны
Финский лейтенант Берье Бротелл, воюя на самоходке StuG III, уничтожил 11 советских танков.
Венгерский капитан Эрвин Тарцай, воюя в составе 2-й венгерской танковой дивизии, подбил «не менее 10 советских танков».
Румынский танковый ас Ион Думитру воевал 25 дней, подбив за это время 5 танков. При этом 5 дней он воевал за немцев в составе 1-й танковой дивизии «Великая Румыния», а 20 дней воевал уже с немцами в составе 27-й танковой бригады.
Вторая мировая война все-таки была войной моторов. Самолеты, танки, самоходки в ней решали если не всё, то очень и очень многое.
"А немецкое командование своим танкистам верило на слово" - вот именно. Они и наговорили с три короба, так что эти немецкие "танковые асы" ещё нуждаются в проверке. Хотя Курт Книспель молодец, что не потерял человеческое достоинство.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Почему про Колобанова ни слова ?
0 Ответить
Алексей Иванов, Колобанов в этом списке - на 22 месте.
Через пару недель после его знаменитого боя он был тяжело ранен - и вышел из госпиталя только в самом конце войны.
0 Ответить
А где же Зиновий ???
0 Ответить
Интересно, что после Второй мировой войны Отто Кариус отсидел несколько лет в тюрьме, а выйдя из нее закончил школу фармацевтов и открыл свою аптеку, в которой и работал до конца жизни. Умер в 2015 году в возрасте 92 лет.
0 Ответить
Спасибо за объективную и содержательную статью.
Интересно было бы узнать подробнее о румынском танкисте Ионе Думитру.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Спасибо на добром слове, Владимир Голубков.
Я и сам про них мало что знаю, Википедия рассказывает, как и где он воевал.
В армии он служил до 1953 года. В 90е годы выпустил книгу, кажется, "Танки в огне", про свое участие в боях.
Ему 99 лет и он жив, живет в Румынии.
0 Ответить