Климентьев день на Руси праздновали 25 ноября по юлианскому календарю, а после перехода на григорианский день памяти святого переместился на 8 декабря.
Сразу скажу, что статья — плод моих размышлений, основанных на исторических и фольклорных данных. Итак, начнем…
Жил Климент в первом веке нашей эры, крещен был апостолом Петром и был предстоятелем римской церкви с 92 по 101 годы. Погиб Климент в Херсонесе — по приказу императора Траяна его утопили в море, привязав к телу якорь. Согласно легенде, ученики Климента молили бога, чтобы море отступило и они смогли забрать тело. После этого море якобы целых семь веков отступало от берега на несколько дней в год, но где-то в 800 году нашей эры приливы и отливы закончились.
Биография Климента много раз дополнялась и менялась, но слава его не исчезла даже после раскола христианства на православие и католицизм. Более того, апостол Климент считался в Древней Руси одним из первых заступников русских земель. В принципе, логично, ведь он жил в Крыму задолго до возникновения Русского царства.
Заступник-то заступник, но вот в народе сам Климент быстро стал отождествляться с приходом настоящей зимы и лютых морозов. Все дело в датах.
В православии день памяти святого отмечали 25 ноября по старому стилю. Должно быть, снега к концу ноября было уже много в те времена, а столбик термометра, будь он у наших предков, опускался бы сильно ниже нуля. Вот так и возник Клим Холодный — повелитель холода и морозов. А 25 ноября стало Климентьевым днем, или днем Клима-морозника. По новому стилю праздник перешел на 8 декабря.
Возможно, образ заменил собой Карачуна и Мороза-Студенца — славянских персонажей мифов и сказок. Ведь добрый Дедушка Мороз появляется в России только в XIX веке, и у него есть вполне конкретный автор — князь Владимир Федорович Одоевский.
В. Одоевский был писателем и в 1840 году издал сборник сказок «Сказки дедушки Иринея», где есть рассказ «Мороз Иваныч». Именно там впервые дается описание Деда Мороза, который раньше считался только языческим божеством холода и стужи.
Однако и у Одоевского образ Деда Мороза далек от привычного нам. Только в 30-х годах прошлого века, уже при советской власти, создаются канонические образы Мороза и его внучки Снегурочки.
Православная церковь, разумеется, языческих Морозов, Зюзей, Трескунцов и Карачунов не любила. Но интересно, что народ, отказавшись от славянских образов, передал Климу Холодному их слуг — это духи-трескуны. У них ледяное дыхание, они стучат пятками по стволам деревьев, отчего те трещат. Отсюда и выражение: «трескучий мороз».
Так что Клим Холодный вполне мог стать прототипом образа Деда Мороза, только не доброго, а сурового. Что же касается Николая Чудотворца, то хоть он и очень почитаем у славянских народов, но всё-таки в итоге превратился именно в Санта-Клауса, а не нашего красноносого деда.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...