В эпоху Наполеоновских войн офицеры иногда посылали с театра боевых действий письма, в которых описывали происходящее на полях сражений. Иногда такие письма появлялись и в газетах, хотя газеты чаще печатали официальные правительственные сообщения.
Первым военным корреспондентом называют Уильяма Говарда Рассела (1820−1907). Он был корреспондентом лондонской газеты «Таймс». Работал и в Лондоне, и в Ирландии. Освещал конфликт между Германией и Данией из-за Шлезвиг-Гольдштейна в 1850 году.
А в 1854 году был послан редакцией освещать ход Крымской войны — в Крым. Посылал в газету репортажи из зоны боевых действий. О бездарности некоторых генералов, о гибели, о ранениях, о крайне плохом снабжении и отвратительном медицинском обеспечении раненых.
Именно из-за его статей стали известны ужасающие потери, понесенные англичанами при атаках пехотных позиций русских войск под Балаклавой. Именно он не позволил скрыть эпидемию холеры, сильно подкосившей боеспособность английских солдат. Именно на основании его статей парламентарии осуществляли официальные запросы, критикуя действия и правительства самого премьер-министра.
В итоге его отозвали из зоны боевых действий по политическим мотивам. После этого он освещал подавление восстания сипаев в Индии, а потом ход боевых действий во время Гражданской войны в США.
С российской стороны Крымскую войну описывал Николай Васильевич Берг, корреспондент учено-литературного журнала «Москвитянин». Его послали от журнала на войну и он числился в Севастополе при штабе главнокомандующего в качестве переводчика. Описывал ход боевых действий и сам участвовал в боях. После Крымской войны был послан на Кавказ, где освещал окончание боевых действий и пленение Шамиля.
По результатам работы первых военных корреспондентов редакторы, убедившись, что статьи, присланные из действующей армии, резко увеличивают тираж газет, стали командировать своих репортеров в различные горячие точки.
В самом начале своей карьеры был военным корреспондентом и Уинстон Черчилль. Будучи корреспондентом газеты Daily Graphic, он был послан на Кубу, где освещал «народное восстание» кубинцев против испанского владычества.
На англо-бурскую войну он был послан военным корреспондентом газеты Morning Post. Здесь он не только писал статьи, но и участвовал в боевых действиях, попал в плен к бурам, был помещен в лагерь для военнопленных, бежал, сумел уйти от погони (за его поимку обещали 25 фунтов стерлингов) и через португальский Мозамбик попал в Англию. Приключения сделали его очень знаменитым, что позволило ему сразу после войны начать политическую карьеру.
Начиная с XX века военные корреспонденты освещают все войны. В Порт-Артур в 1905 году военным корреспондентом был направлен Немирович-Данченко. Нет, не создатель Художественного театра, а его старший брат, Василий Иванович Немирович-Данченко.
На каждую войну, начиная с Русско-японской 1905 года, воюющие стороны и нейтральные страны командируют военных корреспондентов, которые посылают в редакции своих газет и журналов убойные материалы.
В период Великой Отечественной войны в качестве военных корреспондентов работали сотни журналистов. Очень многие из них погибли в бесчисленных окружениях первого и второго года войны. Многие писатели — Илья Эренбург, Михаил Шолохов, Аркадий Гайдар — в самом начале войны пришли добровольцами в армию.
Очень многие начинающие журналисты, писатели, поэты нашли на той войне свое место в жизни. Александр Трифонович Твардовский стал народным поэтом именно благодаря написанному им «Василию Теркину». Вся страна ждала выхода очередного номера газеты «Красная Звезда», потому что там печатали очередную часть статей о фронте, написанных Константином Симоновым, или могло оказаться его новое стихотворение.
Во время Второй мировой войны появились военные фото- и кинокорреспонденты, присылавшие с фронтов фотографии и кинорепортажи. Их творчество затем проходило через сито военной цензуры, дабы противник не мог получить лишней информации, а результаты до сих пор используются — и в качестве документальных свидетельств о той войне, и в художественных фильмах о ней.
Многие сотни журналистов и фотографов служили в военных газетах, описывая подвиги бойцов и командиров.
От Москвы до Бреста
Нет такого места,
Где бы не скитались мы в пыли.
С лейкой и с блокнотом,
А то и с пулеметом
Сквозь огонь и стужу мы прошли.
(К. Симонов, «Песня военных корреспондентов»)
Добраться до места на передовой, где происходит что-то важное, описать, а возможно, и принять участие, а потом, выйдя из боя — оперативно написать статью и либо отослать написанное и отснятое с фельдкурьером, либо самому очень быстро вернуться с горящими материалами в редакцию, чтобы уже назавтра в газете оказалась статья о сегодняшних боях.
Константин Симонов описал эту боевую работу в стихотворении «Песня о веселом репортере»
О взятии плацдарма,
Что только в полдень пал,
Он раньше командарма
На полчаса узнал.
Во избежанье спора
Напоен был пилот,
У генерал-майора
Был угнан самолет.
Но вышли без задержки
Наутро, как всегда,
'Известия', и 'Правда',
И 'Красная звезда'.
Их работа была очень опасной, сотни репортеров погибли, выполняя редакционное задание —
Под Купянском, в июле,
В полынь, в степной простор
Упал, сраженный пулей,
Веселый репортер.
Блокнот и 'лейку' друга
В Москву, давясь от слез,
Его товарищ с юга
Редактору привез.
Шло время, менялись орудия труда военных репортеров, но их работа по-прежнему остается очень опасной.
Уже начиная с середины XX века, помимо обычных войн, появились войны информационные, в которых важную роль играли журналисты. Информационные войны ведутся и в наше время. Только журналистов сильно потеснили поставщики контента и специалисты по обработке фото-, аудио- и видеоинформации.
Война во Вьетнаме была первой «войной в гостиной» (A living-room war), материалы корреспондентов шли из Вьетнама потоком. В ходе боевых действий, сопровождаемых информационной обработкой своего населения, выяснилось, что показы реальных ужасов войны оказывают негативное влияние на общественное мнение.
Руководители государств задумались об особенностях ведения войн с информационным сопровождением и начали разрабатывать методики ведения войн «по-новому» — в ходе множества конфликтов, происходящих по всему миру. Наверное, скоро по репортажам СМИ будет совершенно невозможно понять, что происходит в очередной локальной войне.
В наше неспокойное время и простым корреспондентом опасно быть, а уж военным...
Оценка статьи: 5
1 Ответить