Кубанские казаки, как полагают историки, появились в самом начале ХVIII столетия. Но они возникли не из воздуха. Основой для первых кубанских казачьих отрядов стали донские казаки, бежавшие на Кубань после разгрома повстанцев под предводительством Кондратия Булавина.
Уцелевшие сподвижники Булавина добрались до причерноморских степей, бывших в ту пору довольно безлюдными. Эти беглецы и основали первые казачьи поселения на Кубани, и звали тех казаков «некрасовцами». А всё потому, что возглавлял их атаман Игнат Некрасов.
Те отряды, кстати, частенько шли на службу к турецкому султану. Который ведь воевал на разных фронтах, не обязательно с русскими. А затем эти степные места отошли к России, и некрасовцы вновь бежали. Сперва — на Дунай, а затем и вовсе к Мраморному морю.
Вторая волна казачьих переселений на Кубань произошла как раз после того, как некрасовцы освободили относительно обжитые места. Теперь уже на Кубань были приглашены, так сказать, «остатки» Запорожской Сечи.
И хотя бывало так, что иногда запорожцы конфликтовали с царскими властями, предложение переселиться на Кубань нашло своих сторонников. Да и выбор у запорожских удальцов был невелик, ведь их родную Сечь разгромили.
В общем, в 1792 году атаман Захарий Чепега привёл остатки запорожских войск на Кубань. Прознав про это, сюда пришли и казаки, проживавшие на территории Османской империи. Так, собственно, было положено начало того самого «классического» кубанского казачества.
Казаки были достаточно привилегированным сословием. Переселяясь на Кубань, новый поселенец получал большой надел земли. Взамен этого он отбывал воинскую повинность со своим оружием, одеждой и конём.
Интересно, что поначалу богатые казаки могли за деньги отправлять на службу кого-нибудь вместо себя. Однако такое положение дел изменилось в 1830 году. После этого все казаки находились в одинаковых условиях.
Раз в год они обязаны были два месяца посвящать воинскому обучению. Происходило это в станице и в специальных летних лагерях. Затем каждый казак проходил действительную военную службу, которая продолжалась четыре года. Ну, а после этой службы надлежало являться на ежегодные смотры.
Хотя кубанцы получали солидные земельные наделы, земледелие в тех краях было довольно рискованным мероприятием. Целина, заболоченные места, почвы с повышенным содержанием песка и соли, то да сё… Поэтому долгое время кубанские поселенцы закупали хлеб в соседнем Ставрополье. И это положение дел переменилось лишь к середине ХIХ столетия.
Интересно, что долгое время кубанские казаки относились к Черноморскому войску, а собственно Кубанского войска не было. Оно появилось в 1860 году. К этому моменту Кавказ окончательно отошёл к России. И тут правительство решило соединить Старолинейное войско (оно находилось на востоке Кубанского края) с Черноморским. Так завершилось формирование именно Кубанского казачьего войска.
Интересно, что казаки хоть и были служивые люди, но среди них находились искусные кузнецы, кожевенники, художники. А станица Пашковская (она существует и ныне) славилась на многие километры вокруг своими прекрасными гончарами.
Длительное проживание бок о бок с горцами привело к тому, что форма и повседневная одежда кубанских казаков многое позаимствовала у кавказских народов. Например, черкеску — просторную рубаху ниже колен, которую подпоясывали кавказским ремешком. Ещё у горцев кубанцы переняли обычай носить бурку, папаху, башлык и мягкие сапоги.
Примечательно, что в своей военной одежде кубанские казаки долгое время практически не применяли пуговиц. Это объяснялось тем, что при джигитовке в летних лагерях пуговицы быстро отрывались. Застёжки и ремни в этом смысле были более надёжными.
Интересно, что кубанка — низкая папаха с малиновым верхом — стала популярной среди кубанского казачества буквально к концу ХIХ столетия.
Для отличий казаки-кавалеристы во время манёвров и военных действий носили синие шаровары. Казаки-артиллеристы ходили в тёмно-зелёных шароварах. Отличия были и в других элементах формы.
Казаки, как военная единица, вероятно, дожили бы и до наших дней, пускай и с некоторыми преобразованиями. Но случившаяся сто лет назад Гражданская война многое переменила в жизни нашей страны.
В том числе и в истории кубанского казачества. Которая, к счастью, не прекратилась.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...