Отношения между двумя народами были нормально-соседскими: вчера бьют друг другу лица, а сегодня мирно выпивают… То есть то воюют русские с половцами, то князь берет в жены дочь хана, а то вместе идут походом на еще каких-нибудь соседей.
Вот, кстати, один из основателей русской государственности, Андрей Юрич Боголюбский — сын Юрия Долгорукого и половецкой княжны. Наполовину половец. И определившее всю российскую историю ордынское нашествие началось как эпизод русско-половецких отношений.
Сразу скажем, что никакой внезапности нашествия не было. Как не было и нашествия на Русь. Орда воевала с соседями Руси, о чем сложно было не знать.
Итак: 1223 год, Русь впервые вступает во взаимодействие с Ордой. Как же вышло, что русское войско подверглось полному разгрому, потеряв 9/10 личного состава?
К границам Руси два ордынских тумена вышли через Кавказ и поднепровские степи, разгромив коалицию алан и половцев. Последних они убедили, что не претендуют на их земли, и разбили лишившихся союзников алан.
Естественно, вскоре половцы выяснили, что их обманули! Казалось бы, для Руси это неплохо: разгром половцев устранял постоянную угрозу из степи. Плюс дал возможность подготовиться к встрече с новым противником. Да… будь все так просто!
Один из половецких ханов, Котян Сатоевич, просит защиты у своего зятя: «Сегодня нашу землю отобрали, а завтра и вашу».
А зять, Мстислав, по прозвищу «Удатный», княжит в Галиче. Являясь одним из трех сильнейших князей Южной… нет, просто Руси. Поскольку историческая Русь того времени — это Киев, Чернигов, Галич. А не Рязань и Владимир или, Боже упаси, Новгород.
Поверили ли князья в угрозу? Или просто вступились за родичей? И заодно, конечно, пограбить…
Потенциального врага решили встретить на подходе. Похоже, эта стратегия была привычной. Позже так станут действовать рязанские и владимирские князья. С аналогичным результатом.
В поход и суздальцев позвали. Но Великий князь Юрий на юг не пошел, отправив племянника с дружиной. Зачем? Половцы ему не родня, степь далеко, и вообще это ваши южные дела. Так что нате одну дружину и будет с вас…
А дальше нас ждёт загадка. Русские еще и до границ не дошли, и войны никакой нет, а к войску приезжает монгольское посольство. Войны еще нет, и русские с ордынцами пока не встретились — а неведомые пришельцы в курсе планов русских! Послы приехали с предложением «дружить против половцев».
Ага, щазз! Вы уже с половцами против алан дружили… В общем, казнили послов как шпионов. Кто ж знал, что посол для монгол неприкосновенен? А тут у нас не дикая степь, а цивилизованная Европа!
А вот второе посольство, которое привезло послание с угрозами, нормально приняли и отпустили. Здесь все было по понятиям… ну, то есть честно.
За Днепром объединенное войско побеждает в нескольких столкновениях с монгольскими отрядами. И вдохновившись, идет семь дней до реки Калки (предположительно, нынешний Малый Кальчик). Тут-то и начались проблемы… Хотя нет. Здесь они проявились. Начались же они вместе с «началом» феодального государства, в котором «каждый держит свою вотчину».
По пути два Мстислава, Киевский и Галицкий, ухитрились поссориться. Скорее всего, не поделили верховенство. По традиции, старший — Киевский князь. Но инициировал поход Мстислав Галицкий, да и силами он немногим уступал Киевскому. Да и слишком харизматичной и заметной фигурой был Мстислав Удатный!
А может, не сошлись в вопросах тактики. Князь киевский предлагал укрепиться на левом, дальнем от монгол берегу реки, князь галицкий хотел атаковать. В общем, так и поступили. Каждый по-своему.
Крупнейшее войско, киевское, остается в лагере. По современным оценкам, численность дружины и городового полка составляла порядка 1500 человек. Это примерно пятая часть объединённых сил.
Счет тактическим ошибкам открыт!
Мстислав Удатный, витязь без страха и упрека, с частью союзных князей (около половины войска) и половцами переправился на другой берег. Оставшиеся князья пока не в курсе! То ли их не сочли нужным информировать о рейде, то ли не хотели делить славу и, что важно, добычу? Не важно. Русское войско уже обречено.
А начиналось все хорошо. Русские подтвердили и свои прекрасные воинские качества, и уровень подготовки, обратив в бегство передовые монгольские части. И легковооруженные союзники-половцы, по обыкновению, радостно бросились вдогонку.
Сразу уточним: тактика заманивания прекрасно знакома и половцам, и русским. Больше того, русские воины используют ее в своих междоусобицах. Так что и от монгол этого вполне могли ожидать.
Но… преследуют: князья уверены в своём превосходстве, а врага нужно добить, не дать собраться! Ведь основные потери в эту эпоху несут именно бегущие. Да и пограбить нужно! Это нормальная часть средневековой войны.
К тому же, дружинники — суть рыцари, с положенными им гонором, феодальной неуправляемостью и стремлением отличиться. Без индивидуализма и амбиций они воевать не смогут.
Победы вселили уверенность, а тяжёлый доспех и выучка давали абсолютное превосходство в ближнем бою. И увлечённых преследованием половцев под началом Даниила Волынского (будущий князь и король Даниил Галицкий!) отступающий монгольский авангард «вывел» под удар основных сил…
Летописи сообщают, что половцы побежали, сминая следовавших за ними русских. А другая часть монгол атаковала черниговцев, запоздавших к началу веселья и спешно переправлявшихся через реку.
Отступали столь же разрозненно. Самый воинственный и опытный, Мстислав Удатный вместе с Даниилом первыми наступали, первыми же и достигли берега. В общем-то, и это нормально. Князья регулярно бегают с поля боя.
И волынцы отплыли. А чтобы затруднить погоню, порубили оставшиеся ладьи и плоты. Как говорится: кто не успел, тот опоздал! Не успели — союзники.
Был ли поступок волынцев трусостью или предательством? Разве что с современной точки зрения! Тогда в трусы нужно записать многих князей из истории Руси. Что-что, а бегать с поля боя они умели! Может, потому и погибали редко?
Феодал обязан своим подданным и особенно дружине. Обязан сюзерену. Но не соседям. В общем, сумел вывести своих — и хорошо.
Оставшиеся без плавсредств черниговцы отступают степью. Бегать по степи от степняков, да ещё в тяжёлом снаряжении? В общем, убегут немногие.
А ордынцы… на другом берегу штурмуют укрепленный лагерь киевлян. Безуспешно! Киевская дружина — сильнейшая в Южной Руси.
Почему они не отступили, пока монголы громили их соседей? Из феодального гонора? Или монголы атаковали их прежде, чем те поняли, что происходит?
Но вечно за укреплениями не просидишь. Через три дня (!) киевляне сдаются, поверив обещанию парламентера-бродника, христианина Плоскини, клявшегося, что монголы не прольют крови. И не пролили: князей удавили, положив под доски, на которых сели пировать.
Снова разница менталитетов и культур! Для русских князь — фигура не то что неприкосновенная: его могли убить в результате заговора и тем более в бою. Но это было не принято. В конце концов, его можно отпустить за выкуп. И все соседи воюют примерно по одним правилам. И монгол пока воспринимают, как просто еще одних кочевников, ожидая от них привычного поведения.
Но для монгол русские — преступники, уничтожившие посольство. За что в Орде полагалась смертная казнь. К тому же, это русские напали на монгол, так что они неправы дважды.
Часто возникает вопрос: а были ли вообще у русских шансы? Ответы варьируют между «если бы не разобщенность русских…» до бессилия перед «подавляющим численным превосходством» ордынцев.
Источники говорят о двух ордынских туменах, 20−25 тысяч всадников, разбивших, как раньше писали, чуть ли не 50−100-тысячное русское войско. Либо князья столкнулись с какими-то суперменами, либо командовали неумехами…
Нет! Просто в русском войске вряд ли больше 10000 человек. Но и это не снижает шансы русских на победу. И дружинники — профессионалы войны, прямой аналог рыцарей. И ордынцев, при всех их достоинствах, периодически бьют и на востоке, и на западе.
И на Калке, и через 14 лет под Коломной и Владимиром, стоит дойти до прямого столкновения, русские дружины проявляют себя с самой лучшей стороны. Напрочь проигрывая, когда на передний план выходит организация, когда требуется действовать сообща. Не с товарищами-дружинниками, а с соседями. Для средневекового сознания — посторонними.
И то, что волынцы и черниговцы бросают киевлян — нормальные средневековые реалии. При том, что и объединять силы князьям удавалось. Например, в 1103, 1111, 1183 годах и не только совершаются крупные объединенные походы против половцев.
Но не в этот раз. Слишком сильны, амбициозны, харизматичны князья Черниговский и Волынский, чтобы так легко признать верховенство киевского коллеги. Да и авторитет Киева после разгрома его Андреем Боголюбским уже не тот.
Но в битве на Калке князья действуют уверенно и привычно. И судя по всему, и такая тактика была бы успешной, воюй русские с половцами.
Увы, военная организация монгол на порядок выше. С таким противником русские попросту не сталкивались. А через полтора десятка лет выяснится, что не сталкивалась и Европа.
Ольга Рррр, Спасибо за отзыв!