Надо заметить, что закончившаяся война для последней страны была в каком-то смысле весьма удачной. Да, в ходе военных действий погибло много поляков, однако в итоге Польша получила огромные территории: западные части Российской империи, а также кусок Литвы вместе со столицей — городом Вильно (Вильнюсом).
А ещё в польское государство попал участок Балтийского моря шириной в 140 километров, где в его северной части находился так называемый город Данциг (ныне — Гданьск). В общем, по результатам Первой мировой Польша нежданно-негаданно стала морской державой.
Так как в этот момент у поляков было много других дел, они уделяли внимание своим прибрежных районам весьма слабенькое. Для охраны этих мест были приобретены английские невооружённые катера с индексами М51-М55. Толку от них, по правде говоря, не было никакого.
Такой расклад с «дырявой» государственной границей тут же оценили по достоинству контрабандисты различных мастей. В Польшу стали нелегально доставлять всякие товары, валюту, оружие и прочие незадекларированные предметы.
Для исправления ситуации в Англии срочно приобрели сторожевой катер, который по приезду назвали «Мышливый». Однако и он показал слабую эффективность при патрулировании, в связи с чем его отозвали с патрулирования.
В 1922 году в Польше была учреждена таможенная охрана, и по этому поводу казна выделила деньги на покупку сторожевых катеров «Стражник I» и «Стражник II».
Однако ситуация с контрабандой не менялась в лучшую сторону. У преступников были хорошие быстроходные катера, которые позволяли с лёгкостью уходить от таможенников.
Правительство Польши не сдавалось и для улучшения борьбы с нелегальным ввозом учредило в 1928 году пограничную охрану. А для этой самой охраны требовались современные патрульные суда.
Интересно, что в обществе даже развернулась дискуссия по поводу того, какие корабли необходимо получить польским пограничникам. Одни говорили, что, мол, у Польши малый опыт в плане судостроения, поэтому проще купить готовые сторожевые катера в Дании или Англии. Их оппоненты призывали к поддержке отечественного производителя и поясняли, что в стране, вообще-то, есть Модлинская верфь (пусть и речная), где можно успешно выстроить несколько катеров.
В общем, вторая точка зрения победила, и правительство приняло решение строить суда у себя в стране. За основу польских сторожевых катеров был принят проект инженера Потыралы. Как показало время, он был довольно хорошо продуман.
Потырала предложил для увеличения быстроходности ставить на катер три двигателя: два бензиновых и один дизельный. При патрулировании следовало использовать только дизель, а при стремительной погоне — включать бензиновые агрегаты. Многие детали катера Потырала предложил делать из перспективного тогда дюралюминия.
По рекомендациям военных на катер устанавливались два пулемёта, один — на носу, другой — на корме. Осадка судна была небольшой — от 1 до 1,5 метров, как раз для балтийского прибрежного мелководья.
Первый катер, созданный по проекту Потыралы, назывался «Баторий». Его спустили на воду весной 1932 года. Испытания нового судна подтвердили высокие скоростные качества нового сторожевика. «Баторий» стал самым быстроходным польским судном на тот момент.
Вдохновившись успехом, на Модлинской верфи заложили ещё три подобных судна, и к 1934 году польские пограничники получили отряд катеров, способных навести порядок с контрабандой.
Правда, скоро выяснилось, что дюралюминий быстро разрушается в морской воде. Поэтому на польских сторожевиках некоторые дюралюминиевые части заменили на стальные. После чего они успешно ловили нарушителей границы и добились в этом деле серьёзных успехов.
Вот так и получилось, что любители ввозить товар из-за границы нелегальным путём в каком-то смысле помогли польским властям укрепить свой флот.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...