Интересно и то, что высокие темпы экономического развития в царской России произошли благодаря обильным зарубежным инвестициям.
Первая заграничная компания, которая действительно стала работать на территории России — «Немецкое континентальное газовое общество», учреждённое в 1855 году. Несколько лет она была, пожалуй, единственной иностранной компанией в стране, но тут в империи грянули большие перемены.
Неудачные для нас итоги Крымской войны, отмена крепостного права, судебная реформа, создание банков — всё это (и не только) привело к тому, что экономическая активность населения резко возросла. Но денег в стране катастрофически не хватало для поддержания экономического роста. И эти деньги, как это часто бывает в истории стран, пришли из-за рубежа.
- Самыми крупными заграничными инвесторами были Англия, Франция, Бельгия и Германия.
Известно, что с большой охотой иностранцы вкладывались в создание новых железных дорог в Российской империи. На эти цели в общей сложности было привлечено из-за границы полтора миллиарда рублей золотом.
Интересно и то, что в строительстве Транссиба (самой протяженной тогда железнодорожной магистрали) участвовали, скажем так, нет только заграничные финансы, но также высококвалифицированные иностранные рабочие.
Например, при строительстве уже упомянутой Транссибирской магистрали было задействовано около тысячи специалистов из Италии. Что они там делали? Помогали прокладывать длинные галереи и туннели, ведь в Италии такие работы приходилось делать в Альпах.
Кроме того, на этой же стройке старательно трудились китайцы и корейцы. Разумеется, с хорошей оплатой за свой квалифицированный труд.
Кстати сказать, в Сибири в тот момент и, тем более, на Дальнем Востоке было плохо с грамотными рабочими. Мало было там населения, слишком мало.
Неудивительно поэтому, что во Владивостоке и его окрестностях было больше иностранного торгового капитала. К примеру, в 1882 году там имелось 65% заграничных торговых компаний и только 35%— наших.
Однако грамотная политика русского государства и поощрение местных кадров привели к тому, что уже через 10 лет, то есть в 1892 году, иностранных торговых компаний на Дальнем Востоке было менее половины из всего количества — 42%.
Ещё иностранные денежки охотно вкладывались в нефтедобычу и нефтепереработку.
Автомобильная промышленность тогда только начала развиваться, и ей требовались топливо и масла. А всё это можно было получить из бакинской нефти, поэтому заграничные инвесторы участвовали в разработке нефти на территории Российской империи.
Известно, что в 1900 году на территории нынешнего Азербайджана было получено 50% (!) всей добытой нефти в мире, а именно — 600 000 000 пудов!
Интересно и то, что в те годы Россия вывозила за границу преимущественно не саму нефть, а именно продукты, полученные из неё. То есть бензин, осветительный керосин, смазочные материалы. За рубеж чистой нефти отправлялось немногим более 13% от общего количества добытой нефти.
И вот ведь что получилось. Поначалу иностранцы много чего нам продавали — станки, машины, оптику, вагоны и даже уголь. При этом они одновременно вкладывали деньги в экономику нашей страны. И к началу Первой мировой войны Россия смогла производить на своей территории до 60% от общего количества необходимых ей сложных станков и оборудования.
То есть скептические замечания недоброжелателей относительно закабаления страны иностранными финансистами оказались преувеличенными.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...