В 1683 году войска турецкого султана Мехмеда IV спешно покинули Австрию, потерпев поражение у стен Вены. Многое из того, что османы привезли с собой или награбили в Европе, пришлось бросить. Победителям достались богатые трофеи, среди которых обнаружили множество мешков с какой-то странной «зелёной фасолью». Это был кофе.
До того времени кофе в Европе почти не знали. Первыми европейцами, которым довелось его отведать, были, скорее всего, венецианцы.
Богатые подданные дожей могли себе позволить любую прихоть. Через их острова проходили все важнейшие морские торговые маршруты того времени. Гружёные под завязку и оттого неповоротливые навы — так называли купцы свои суда — поставляли в город диковинки со всего света.
Поначалу кофе был дорогим и весьма сомнительным удовольствием. Попробовав впервые, ни один дегустатор не находил его вкусным. Австрийцам он тоже не понравился.
Но кофе было много, поверженные турки его нахваливали, и постепенно кофеин сделал своё дело. Жители Вены по достоинству оценили бодрящие свойства напитка, ко вкусу привыкли и научились ценить. Венские кофейни сделали кофе популярным и даже модным, благодаря чему он быстро распространился по Европе.
Хотя первая кофейня в Англии была открыта греком лет за 30 до разгрома османов под Веной, взрывной спрос на напиток спровоцировала европейская мода. Англичане полюбили турецкий кофе.
В кофейнях обычно не подавали алкоголя, их редко посещали женщины. Мужчины, попивая бодрящий напиток, в основном вели трезвые беседы, затрагивая широкий круг вопросов — от политики, науки и коммерции до литературы и религии. Беседы настолько интеллектуальные, что некоторые кофейни называли «университетами за пенни» — по цене чашки кофе.
Для удобства посетителей в «университетах» устанавливали маленькие столы, на которых можно было разложить газеты и оставить чашку между глотками. Это были первые кофейные столики.
От современных журнальных они отличались высотой. Так как посетители сидели на обычных стульях, высота столиков составляла около 70 сантиметров, вдвое больше современного стандарта.
Из кофеен новинка перекочевала в дома богатых британцев, где столики украшали помпезной отделкой и тяжёлыми декоративными элементами вроде позолоты и массивных ножек-когтей.
Примечательно, что зачастую домашнюю разновидность модной мебели называли не кофейными, а чайными столиками. Несмотря на популярность кофе, Британия была и остаётся сегодня традиционно чайной страной.
По мере роста популярности журнальных столиков за пределами аристократических кругов, мебель избавилась от помпезности, но не от влияния модных тенденций. Например, в начале XX века столики делали очень узкими, книги едва умещались на них. О практичности вспомнили лишь после окончания Второй мировой войны.
Современные мебельных дел мастера не придерживаются какого-то единого стиля. При желании можно найти изделие любой формы, размера, цвета и материала. Дизайнеры современной мебели прочат журнальному столику долгую жизнь. Но как его будут называть, когда бумажные газеты и журналы полностью исчезнут из нашей жизни, можно только догадываться.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...