Произошло это в 1870 году. Надо сказать, что французская армия была достаточно сильной на этот момент. В особенности — её флот. Немцы справедливо опасались появления у своих берегов французских военных кораблей, ведь это сильно затруднило бы доставку боеприпасов и гражданских товаров в Германию и обратно.
Но случилось так, что французские суда, вроде все такие мощные и быстроходные, оказались довольно бесполезными против Германии. А всё потому, что Балтийское море у немецкого побережья было мелким, и суда с большой осадкой подойти туда просто не могли. А стрелять издалека по немецким берегам — это, конечно же, никакого смысла не имело.
В общем, немецкое руководство оказалось дальновиднее и к описываемому моменту уже имело для защиты своих берегов 22 канонерских лодки с низкой осадкой и артиллерийским вооружением.
Следует пояснить, что эти лодки у немцев появились лет за десять до описываемых событий, то есть к 1860 году. Тогда военное руководство Германии сильно не мудрило и решило усилить свой флот эдакими плавучими батареями для охраны прибрежной зоны.
Это решение в военном кораблестроении оказалось довольно разумным. Например, в 1864 году, во время датско-прусской войны, одна из немецких канонерских лодок сильно повредила датский фрегат.
Канонерские лодки Германии были тихоходными, низкими и изначально строились даже без броневой защиты. Считалось, что на мелководье большинство вражеских кораблей не сможет достать низко сидящие суда, а последние станут довольно успешно обстреливать неприятеля. Для чего их, собственно, и снабжали мощной артиллерией.
Но тут в 1868 году в Англии появилась канонерская лодка «Рендел». Она была тихоходной и вроде как относилась к классу традиционных канонерок. Однако были в ней и любопытные особенности.
- Во-первых, корабль «Рендел» нёс на себе мощную пушку, способную стрелять далеко.
- Во-вторых, система компенсации при стрельбе позволяла вести точный огонь при сильной качке и волне. То есть этот английский корабль был эдакой плавучей батареей.
Немецкое военное руководство оценило эти моменты и решило построить у себя такие же суда — как раз для защиты обширных мелководных территорий своего балтийского побережья.
Однако в Германии английские идеи усовершенствовали.
- Немецкие канонерские лодки стали делать бронированными. Причём у них броня на корме достигала 200 миллиметров и опускалась ниже ватерлинии на один метр.
- Борта немецких канонерок возвышались над водой всего на 60 сантиметров. Осадка у такого судна была примерно три метра (и то — при полной загрузке).
- Самым интересным у немецкой канонерки было вооружение. Да, у нового корабля (вообще таких Германия построила себе 11 штук) была всего одна пушка. Но! Очень мощная — калибром 305 миллиметров. И эта самая пушка устанавливалась на специальной поворотной платформе, что позволяло ей вести эффективную стрельбу в разных направлениях.
Прошло несколько лет, и немцы выстроили у себя ещё одну необычную канонерку. Называлась она «Бремзе».
- В ней защита была бронепалубная, а внутренние пространства по бортам немцы защитили… пробковым деревом.
- Кроме того, в «Бремзе» были основными уже два орудия (правда, калибр их уменьшился).
- Помимо этого, в «Бремзе» по бортам стояли 8 небольших пушек.
- А для усиления боевой мощи описываемого судна в нём установили на корме и носу по одному торпедному аппарату.
Таким образом, Германия вынесла из французской военной кампании положительные для своей обороноспособности уроки и к концу ХIХ столетия вошла в число ведущих военно-морских держав.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...