Николай Верещагин — не революционер, он предприниматель. И заняться он решает развитием сельскохозяйственного производства. А именно: сыра и масла.
Сыр в России делали. Но немного и невысокого качества, скорее мягкие сыры. Нормальные же сыры, те, что мы понимаем под этим названием, делали тоже, но немного. И русские сыроделы, как выяснил Верещагин, сами не очень хорошо владели технологией. А немногочисленные приезжие, европейские, отказывались делиться, не желая плодить конкурентов.
А где еще можно научиться сыроваренному делу? Конечно, на родине сыроварения! Тем более, жить в отцовском поместье, как мы уже выяснили, было затруднительно.
И Николай Васильевич с супругой едут в Швейцарию. Молодой дворянин, помещик, офицер становится подмастерьем сыродела. Затем продолжает освоение ремесла в Дании и Германии. А вернувшись домой, получает кредит от Вольного экономического общества, арендует участок в Тверской области и открывает первую сыродельню.
Но его интересы выходят за пределы простого зарабатывания денег. Он обучает крестьян изготовлению сыра и масла, причём, естественно, опираясь не на кустарные наработки, а на европейский опыт. А заодно пропагандирует артельное движение, обучая и организации сыро- и маслодельческих артелей.
Крепостное право-то отменили, и в Центральной России, помимо огромного количества крестьянской бедноты, есть и немало крепких инициативных крестьян, готовых, способных и желающих заняться серьёзным ремесленным производством. Теперь они свободные люди и их инициативу ничто не сковывает.
Нет, я далёк от идеализации того времени. Неспроста ведь число крестьянских волнений резко возросло после отмены крепостного права. Но из песни слов не выкинешь.
Впрочем, вернемся к деятельности Николая Верещагина. Он, кстати, работал не в одиночку. Например, его друзья-моряки, Владимир Бландов и Григорий Бирюлов, также пройдя обучение в Голландии и Швейцарии, занялись организацией артельного сыроделия в других губерниях, в частности — в Ярославской.
Итак, Верещагин учится в Европе, это 1865 год. И уже в 1866 году в селах Городня и Остроковичи (Тверская губерния) открывается первая в стране артельная сыроварня.
А 1871 году в селе Едимоново под руководством Верещагина заработала школа молочного хозяйства. На пост директора был приглашен выпускник Петровской земледельческой академии А. Калантар — в будущем один из организаторов молочного производства в уже Советской России.
Важный момент: Верещагин организовывал именно крестьянское артельное производство. Например, он стимулировал крестьян использовать собственное, а не покупное, молоко, для развития собственного же животноводства.
В 80−90-е годы в Вологодской губернии возникают и быстро развиваются молокоперерабатывающие предприятия, что изменяет в сельском хозяйстве соотношение главных отраслей. Хлебопашество, нерентабельное в этом регионе, уходит на второй план.
Зато растет поголовье коров и улучшаются условия их содержания. Кстати, если в крупных помещичьих латифундиях породу скота старались улучшать за счет покупки животных иностранных пород, то в крестьянских хозяйствах использовали в основном местные, холодоустойчивые породы. Впрочем, и с ними уже велась селекция,
Стоимость высокоудойных коров с качественным жирным молоком также растет. Вроде бы сам Верещагин еще в начале своей деятельности привез из Европы стадо таких коров.
В местной экономике, в районах с развивавшимся молочным производством, существенно увеличивается роль луговодства. Стада-то нужно и выпасать, и зимой молочную корову, обеспечивающую производство масла и сыра, соломой не покормишь!
Да и акцент в работах смещается на зимне-весенний период, увеличивается время активной занятости крестьянина. А это важно, ведь основной бедой российского земледелия были неплодородные почвы и короткий земледельческий сезон. И крестьянину приходилось работать летом в авральном режиме — иначе не успеть. А зимой — или большей частью вынужденно простаивать, проедая немногое заготовленное, или отправляться на заработки.
Ну, а раз ты не занимаешься земледелием, то и сезон активной деятельности продлевается. Корова-то дает молоко не только летом! Тем более, если у тебя стадо коров.
Правда, для сыроделия нужен бэкграунд. А обзавестись молочным стадом и оборудованием для производства недешево. Отсюда и артельные хозяйства, тем более в России чрезвычайно сильна и традиционна крестьянская община.
А масло и сыр дороги, производство их прибыльно. И если в 1871—1880 гг. маслодельные заводы охватывали порядка 1055 крестьянских дворов, то к 1891−1900 гг. — 3050, почти втрое больше.
Или вот такие показатели: если в 1897 году российский экспорт сливочного масла составил 529 тысяч пудов, то спустя 10 лет, в 1906 году — 3 миллиона пудов.
Но дело не ограничивается собственно производством молочных продуктов. Попутно налаживается производство посуды, луженых емкостей для хранения и транспортировки, оборудования для производства. Выстраивается логистика.
Так что дополнительным и мощным стимулом к развитию молочной отрасли стало и построение в 1870-х годах на Московско-Ярославской железной дороге участка до Вологды. Впрочем, позже Николай Васильевич участвует и в организации экспорта масла из Сибири.
Наконец, Верещагин разрабатывает и рецепты, и технологии. Например, варить (во всяком случае, массово и поначалу) швейцарский сыр, требующий порядка 3-летнего созревания, было невыгодно. И в той самой, первой, Едимоновской сыроварне производили быстросозревающий сыр, готовили спустя несколько недель.
И конечно, всем в России известно вологодское масло. Или, точнее, «Вологодское масло», поскольку это бренд, причем принадлежащий государству и производимый только на территории Вологодской области. До революции оно называлось «парижским». Ах да, как раз Верещагин и разработал его рецепт.
Говорят, он пытался повторить один из французских сортов, но не выходило.
Легенда гласит, что однажды емкости для масла промыли водой, имевшей «болотный дух». И масло приобрело соответствующий же привкус. В попытках спасти продукт, воду и сливки прогрели. И получили на выходе вкус, схожий с искомым «французским». Так что «парижское» масло стали производить из пастеризованных сливок. Вроде бы, играет (или играло тогда?) роль и питание коров местным разнотравьем.
Школа в Едимонове проработала почти до начала ХХ века. А вот другое предприятие существует по сей день.
Еще в начале своей деятельности Верещагин пригласил в Едимоново голландскую чету сыроделов Буман. В 1871 Буманы открывают маслодельный завод в селе Фоминское Вологодской губернии. И завод этот с тех пор и работает. В 1911 году его приобрело государство для организации сельскохозяйственного института и школы молочного хозяйства.
Правда, с 1948 года село именуется Молочное, а расположены в нем Учебно-опытный молочный завод Вологодской государственной молочнохозяйственной академии и сама эта академия.
- И завод, и академия носят имя фактического основателя русской молочной промышленности — Николая Васильевича Верещагина.
С 2018 года в России учреждена награда «За выдающиеся заслуги в молочной отрасли имени Н. В. Верещагина», вручаемая на Всероссийском молочном форуме, традиционно проводимом к дню рождения одного из основателей отрасли.
А в Тверской области проводится становящийся уже традиционным ежегодный фестиваль сыра «Верещагин СырFest».
Если это не признание, то что тогда признание?
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...