Мария Иванчикова Мастер

Всегда ли культовое кино окупается? Примеры провалов из кинематографа

Небанальная подборка 10 культовых фильмов, провалившихся в прокате сразу после выхода.

Кассовые кинопроекты, на которые возлагают большие надежды студии, не всегда оправдывают себя: при больших финансовых затратах на съемки сборы в разы меньше. Безнадежно проваливались в прокате голливудские блокбастеры, независимые проекты, известные советские и российские фильмы.

Кадр из к/ф «Бойцовский клуб», 1999 г. Фото: kinopoisk.ru

Представляем подборку из десяти картин, принесших миллионные убытки (и море разочарования) своим создателям. Если не культовые, то заслуживающие внимания.

1. «Бойцовский клуб» (США, 1999)

Культовое, но внежанровое кино по роману Паланика. Фильм задумывался как проект среднего бюджета. Но в процессе съемок возникли сложности и затраты перевалили за 63 млн долларов. Американские зрители не поддержали радикальное творение Финчера, увидев в нем «фашистскую» подоплеку. В Америке фильм собрал кассу в 37 млн.

2. «Тринадцатый воин» (США, 1999)

Одна из самых провальных картин в истории кино, на которой студия Disney потеряла около 100 млн долларов (по некоторым данным, не менее 180). Ни титульная роль Антонио Бандераса, ни волнительная история (сюжет основан на реальной истории арабского путешественника и эпосе «Беовульф») не смогли впечатлить публику и обеспечить достойной кассы.

Кадр из к/ф «Тринадцатый воин», 1999 г.
Кадр из к/ф «Тринадцатый воин», 1999 г.
Фото: kinopoisk.ru

3. «Достучаться до небес» (Германия, 1997)

Данная лента считается культовой в России и других странах СНГ, получила всемирную славу. Но в год выхода культовый фильм заработал всего 6 000 долларов. Ужасный провал и недооцененный шедевр. Многие считают его обязательным к просмотру.

4. «Бразилия» (Великобритания, США, 1985)

Кто поймет этих зрителей? Терри Гиллиам снял яркую антиутопию в духе «1984» и даже подстроился под продюсеров, выдав ожидаемый аудиторией хэппи-энд. Лента номинировалась на два «Оскара», была высоко оценена критиками. Но при бюджете 15 млн долларов собрала неполные 10.

5. «Дюна» (США, Мексика, 1984)

Фантастический фильм Дэвида Линча, который не смог окупиться по разным причинам. Поклонники творчества Фрэнка Герберта, культовый роман которого положен в основу, ругают создателей за слишком вольную его интерпретацию. По мнению самого режиссера, провал связан с тем, что работу над фильмом заканчивали без него.

Кадр из к/ф «Дюна», 1984 г.
Кадр из к/ф «Дюна», 1984 г.
Фото: kinopoisk.ru

6. «Сибирский цирюльник» (Россия, 1998)

Эпический и где-то эпатажный «Сибирский цирюльник» известного режиссера Никиты Михалкова при затратах на него в 35 млн рублей (по некоторым данным, все 40 — фильм входит в десятку самых дорогих картин за историю российского кино) собрал на родине всего 2,6 млн прибыли. Ориентированность на западного зрителя, бутафорские сцены отпугнули российскую публику. Российский фильм не для русских, если коротко…

7. «Донни Дарко» (США, 2001)

Дебютный фантастический фильм режиссера Ричарда Келли планировали выпускать сразу на видео, но почему-то запустили в кинопрокат. Лучше бы этого не делали: кино оказалось провальным. Позже «Донни Дарко» перевыпустили на DVD, картина завоевала сердца аудитории. Хэппи-энд.

8. «Александр» (США, 2004)

Современный пеплум, стоящий наравне с «Троей» и «Гладиатором». Публику приятно радует звездный актерский состав: Колин Фаррелл, Анджелина Джоли, Вэл Килмер, Джаред Лето. Для режиссера Оливера Стоуна бюджет в 150 млн долларов стал рекордным. Но на родине фильм с треском провалился, собрав всего 34 млн.

Кадр из к/ф «Александр», 2004 г.
Кадр из к/ф «Александр», 2004 г.
Фото: kinopoisk.ru

9. «Евротур» (США, 2004)

Классика своего жанра в кинематографе — популярная молодежная комедия, рассказывающая о приключениях американцев в Европе. Любовь, страсть, секс, яркие персонажи — странно, как фильм не окупился у создателей и «подарил» 5 млн долларов убытков. Тем не менее это так.

Кадр из к/ф «Евротур», 2004 г.
Кадр из к/ф «Евротур», 2004 г.
Фото: kinopoisk.ru

10. «Эквилибриум» (США, 2002)

Картина не культовая, но очень достойная, также не сумевшая собрать кассу. Фильм-антиутопия с элементами боевика многим критикам показался скучным, хотя обрел миллионы поклонников по всему миру. При серьезных затратах в 20 млн $ картина вернула только 5 млн. Не спасло даже участие Кристиана Бейла и Эмили Уотсон.

Далеко не всегда кинопроекты оправдывают надежды создателей, особенно в финансовом плане. Но это не умаляет их достоинств. Представленные выше ленты прочно заняли место в списке излюбленных картин многих зрителей.

Статья опубликована в выпуске 11.04.2020

Комментарии (3):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети:

  • Мятеж не может кончиться удачей - в противном случае его зовут иначе.
    Если кино культовое - то оно многократно окупилось, у него многомиллионная аудитория.
    А если фильм, вопреки ожиданиям, провалился в прокате - грош цена рассказу, будто это - культовое кино.

    Оценка статьи: 4

    • Игорь Вадимов, поспорю. Культовое - значит имеет своих поклонников, известно, а не просто окупилось в прокате.

      • Игорь Вадимов Игорь Вадимов Грандмастер 11 апреля 2020 в 18:42 отредактирован 11 апреля 2020 в 18:43

        Мария Иванчикова, нынче суббота - почему бы и не поспорить.
        По-моему культовый фильм - фильм, имеющий феноменальный успех у зрителя. Ошеломивший зрителя.
        А Вики добавляет "успех у сплочённой (иногда узкой) группы поклонников..."
        Видимо, для них он и культовый.
        Фильм, даже имеющий постоянный успех в прокате, может не быть культовым.
        Но при этом я не знаю ни одного фильма, который бы не имел ни одного поклонника - по этому критерию культовыми являются все фильмы.
        Так что, если кому-то не нравится определение, что культовыми надо называть все фильмы, даже не успешные в прокате.

        Оценка статьи: 4