• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Максим Мищенко Грандмастер

Как снимали фильм «Броненосец «Потёмкин»?

В 1925 году, то есть почти сто лет назад, молодая советская власть решила отпраздновать двадцатилетие первой русской революции, случившейся в 1905 году. По этому поводу планировались большие торжественные мероприятия, а ещё решили снять художественный фильм с названием «1905 год».

Кадр из фильма «Броненосец «Потёмкин» Фото: kinopoisk.ru

Эту ленту доверили делать молодому, но уже известному режиссёру Сергею Эйзенштейну. Дело в том, что незадолго до этого он снял фильм «Стачка», который получил золотую медаль на международной выставке декоративных искусств в Париже.

Изначально фильм «1905 год» должен был содержать несколько больших и важных эпизодов:

  • кадры Русско-японской войны;
  • сцены уличных боёв в Москве;
  • сцены с броненосцем «Потёмкин»;
  • сцены всеобщей железнодорожной стачки 1905 года и кое-что другое.
Сергей Эйзенштейн в 1910 г.
Сергей Эйзенштейн в 1910 г.
Фото: regnum.ru

Съёмочная группа с энтузиазмом приступила к работе. Однако совсем скоро творческий процесс пришлось перекраивать, причём весьма существенно.

Например, Русско-японскую войну, конечно же, следовало снимать на Дальнем Востоке. Однако путь туда только в одну сторону занимал почти три недели! То есть эти дни вылетали из общего творческого процесса.

Кадры с броненосцем «Потёмкин» изначально хотели снимать на Балтике, но там не было подходящих для этого кораблей.

Кадр из фильма «Броненосец «Потёмкин»
Кадр из фильма «Броненосец «Потёмкин»
Фото: ru.wikipedia.org

Со съёмками сцен всеобщей железнодорожной стачки тоже возникли серьёзные технические проблемы.

В общем, Эйзенштейну стало понятным, что весь фильм (как он поначалу замысливался) снять и смонтировать в 1925 году не получится. Тогда он обратился к руководству с идеей-просьбой сделать фильм лишь о восстании на «Потёмкине».

И хотя в первоначальном сценарии всего 44 кадра планировались для сцен восстания на броненосце, руководство поддержало режиссёра. Так появился на свет легендарный немой и чёрно-белый «Броненосец «Потёмкин», который совсем скоро стал классикой мирового кинематографа.

Как уже упоминалось, на Балтийском море не было подходящих кораблей, поэтому съёмочная группа отправилась в Одессу, чтобы без промедления снимать нужный материал.

Кадр из фильма «Броненосец «Потёмкин»
Кадр из фильма «Броненосец «Потёмкин»
Фото: kinopoisk.ru

В те годы Одесса уже располагала своей киностудией, что значительно упрощало весь творческий процесс. Да и климат тут был мягче, солнечные и тёплые дни ещё обещали стоять до конца октября.

Погода — это, конечно, было хорошо, но снимать следовало с максимальной достоверностью. А как можно было это сделать, если броненосец «Потёмкин» уже был уничтожен?

Поразмыслив, Эйзенштейн с товарищами обратился к специалистам, и те рассказали про корабль «Двенадцать апостолов». Это судно в море практически не выходило, так как было превращено в минный склад. Но оно внешне напоминало «Потёмкин».

И вот с помощью дерева и фанеры довольно быстро удалось переоборудовать «Двенадцать апостолов» в почти настоящий «Потёмкин».

Кадр из фильма «Броненосец «Потёмкин»
Кадр из фильма «Броненосец «Потёмкин»
Фото: ru.wikipedia.org

Но тут возникла ещё одна проблема. «Двенадцать апостолов» был доверху набит минами. На их аккуратную выгрузку ушла бы уйма времени. Тогда решили снимать без всякой выгрузки, соблюдая необходимые меры предосторожности. Поэтому курить на корабле запрещалось, громко стучать — запрещалось, бегать — запрещалось.

Для соблюдения максимальной безопасности ряд сцен всё-таки снимали не на корабле «Двенадцать апостолов», а на крейсере «Коминтерн», приписанном к Черноморскому флоту.

На съемках в Одессе (знаменитая сцена расстрела на лестнице) выяснилось, что у местной киностудии нет операторской тележки на рельсах. Тогда местные кинодеятели сотворили из небольших вагонеток вполне полноценную замену нужному оборудованию.

В процессе съёмок фильма оператор Тиссэ использовал довольно новаторский приём — применял для работы несколько разных объективов, что придало в итоге выразительность фильму.

В ленте есть сцена поднятия красного флага на броненосце. А все фильмы тогда были чёрно-белыми. И тогда Эйзенштейн лично раскрашивает красной краской все 108 кадров с флагом. На той самой копии фильма, которая предназначалась для показа в Большом театре.

Известно, что премьера фильма состоялась 24 декабря 1925 года. Причём работа над лентой шла до самой последней минуты, и последнюю часть фильма буквально с монтажного стола доставили на показ.

Успех ленты был колоссальный. Её очень тепло приняли не только на родине, но и за рубежом. Уже в 1926 году фильм «Броненосец «Потёмкин» получил золотую медаль на выставке декоративных искусств в Париже.

В этом же году американская киноакадемия признала советскую ленту лучшим заграничным фильмом.

А в 1958 году «Броненосец «Потёмкин» вошёл в число 12 лучших фильмов всех времён и народов.

Статья опубликована в выпуске 3.08.2020

Комментарии (0):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: