Родился Григорий Васильевич в 1903 году, а свой первый успешный фильм представил публике в 1934 году. Называлось это кино «Весёлые ребята».
На волне успеха «Весёлых ребят» режиссёр задумал ещё один фильм — «Цирк». Изначально сценарий для этого фильма готовили Илья Ильф, Евгений Петров и Валентин Катаев. Однако первоначальная версия сценария подверглась столь сильным режиссёрским правкам, что авторы попросту сняли свои фамилии из титров.
Интересно, что после этого Исаак Бабель принял участие в работе над сценарием. Главные роли в фильме исполнили Любовь Орлова (жена Александрова) и Сергей Столяров.
Сейчас кое-кто задним числом упрекает Александрова в том, что он создал слишком идеологически выверенное кино. Что, мол, «Цирк» был такой по требованию самого Сталина.
Наверное, в таких словах есть доля правды. Но скорее всего, Григорий Васильевич искренне снимал добрый светлый фильм про счастливую жизнь. Тем более что в СССР у него были широкие возможности для творчества. Так зачем ему было критиковать власть, при которой он смог многого добиться?
Фильм «Цирк» вышел на экраны в 1936 году. Музыку к нему писал знаменитый композитор И. Дунаевский.
Интересно, что премьера фильма состоялась в Зелёном театре Центрального парка культуры и отдыха имени Горького в Москве. Так вот, все билеты на эту премьеру были распроданы за один день!
Лента «Цирк» стала популярной, а песня «Широка страна моя родная» — всенародно любимой.
В 1937 году «Цирк» получил награду во Франции, на Международной выставке в Париже.
В 1941 году композитор И. Дунаевский, режиссёр Г. Александров и актриса Л. Орлова были удостоены Сталинской (впоследствии ставшей Государственной) премии. Именно за фильм «Цирк».
После своего успеха Александров не стал останавливаться и снял комедию «Волга-Волга». Этот фильм тоже полюбился зрителям. Наверное, ещё и потому, что кроме Орловой в фильме задействовали легендарного Игоря Ильинского в роли бюрократа Бывалова.
В 1940 году на экраны вышел новый фильм Александрова — «Светлый путь». Вот он действительно был ангажирован властью, потому что совсем уж однобоко показывал действительность и широкие возможности для любого человека при советской власти. Любовь Петровна Орлова в этом фильме играла ткачиху. И получалось у неё стоять за станком довольно неплохо, как вспоминают очевидцы.
Когда началась война, создание игровых фильмов на время пришлось отложить. В это время Григорий Александров снимает много кинохроники. Он, кстати, был активным участником «Боевого киносборника № 1», вышедшего в 1941 году.
Лишь в 1943 году Григорий Васильевич возвращается к художественному кинематографу. Он снимает фильм «Одна семья», который, к сожалению, в прокат так и не вышел.
В 1944 году Александров решается на небольшой эксперимент. Он ставит ленту «Каспийцы», повествующую о войне, однако в этом кино режиссёр использовал анимацию. Фильм этот также прошёл мимо широкого зрителя, о нём знают, вероятно, лишь историки кино.
А вот в 1947 году кинорежиссёр повторяет ошеломительный успех своих довоенных игровых фильмов. Он снимает весёлый и светлый фильм «Весна», где опять же Любовь Орлова играла сразу две роли.
Фильм «Весна» был тепло принят зрителями, истосковавшимися за годы войны по простым человеческим чувствам. Интересно, что в 1947 году «Весна» получил приз за оригинальный сюжет на Международном кинофестивале в Венеции.
Примечательно и то, что «Весна» снималась на киностудии в Чехословакии, так как собственные павильоны «Мосфильма» ещё не были полностью восстановлены после войны.
В 1949 году Александров снимает ещё один идеологически «правильный» фильм — «Встреча на Эльбе». Хотя, если смотреть внимательно, фильм всё-таки о победе над фашизмом и стремлении людей к миру.
В этой ленте звучала музыка Дмитрия Шостаковича. «Встреча на Эльбе» принесла Александрову и Орловой вторую Сталинскую премию, награждение которой состоялось в 1950 году.
В 1952 году Александров снимает фильм «Глинка». В этой ленте, кроме всё той же Орловой, снимался и легендарный Георгий Вицин в роли Николая Васильевича Гоголя. Фильм, кстати, уже был цветным. За это кино режиссёр получил приз на Международном кинофестивале в Локарно. Случилось это в 1953 году.
Надо заметить, что после «Весны» Григорий Васильевич довольно долго не снимал своих «фирменных» фильмов с весёлыми сюжетами и хорошей музыкой. Наверстать упущенное он решил в 1960 году, когда выпустил ленту «Русский сувенир».
Несмотря на блестящий актёрский состав — Любовь Орлова (куда же без неё?), Эраст Гарин, Павел Кадочников, Элина Быстрицкая, — «Русский сувенир» зритель не принял и на него практически не пошёл. В результате ленту сняли с проката и запрятали в архив.
В 1972 году Александров решается снять остросюжетный шпионский фильм «Скворец и Лира». Он получился совсем неинтересным и скучным, и по телевидению его показали в 90-х годах ХХ столетия, то есть с огромным опозданием.
Последним фильмом, только уже документальным, у Александрова стал фильм «Любовь Орлова», который он создал в память о своей умершей супруге. Эта лента вышла на экраны в 1983 году.
И в этом же году великий Александров скончался. В знак признательности похоронили его на Новодевичьем кладбище.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...