Но он не похож на безумца с манией величия, способного погубить мир, и выглядит даже менее убедительным, чем Стромберг (фильм «Шпион, который любил меня»), копией которого, в сущности, является (с той разницей, что Стромберга влечет водная стихия, Дракса же — космос). Временами этот персонаж в фильме откровенно скучен, и ему почти всегда чего-то не хватает. Маньяк может быть безликим занудой, и, возможно, большинство маньяков таковы и есть, но только не в фильме, который претендует на то, чтобы иметь коммерческий успех у зрителей.
Впрочем, что касается самой идеи неомальтузианства, получившей широкое распространение уже позднее, создатели бондианы, как и в случае с шаттлами, опередили время.
— Я уверен, вы оценили великолепие моего замысла. Сначала смертоносное ожерелье вокруг земли… Потом — возрождение, новый мир, — говорит в фильме Хьюго Дракс.
Хьюго Дракс — возможно, один из предшественников такого персонажа, как Танос из марвеловских «Мстителей». Напомним, что Танос хотел уничтожить половину населения Вселенной, чтобы «помочь» другой. А злодей бондианы планировал уничтожить почти всех, оставив место лишь для живой природы и узкого круга «расы господ».
Есть и еще одна причина, почему нас не впечатлил Дракс — это его помощник, «плохой парень» Челюсти, который явно затмевает своего шефа если не масштабом личности, то ее размером. Тем более что в финале ленты он стремительно превращается в хорошего.
Кто послужил прообразом Дракса или, во всяком случае, его имени?
Почти каждый персонаж в его (Флеминга) книгах в той или иной степени связан с реальным человеком, или хотя бы именем, — писал исследователь Бен Макинтайр.
Британские ученые установили, что Флеминг учился вместе с неким Драксом, будущим адмиралом, то ли в школе, то ли в Итонском колледже. Что же, такое могло быть, если бы не одно «но».
Адмирал сэр Реджинальд Эйлмер Ранфурли Планкетт-Эрнл-Эрле-Дракс (1880−1967 гг.), один из участников англо-французской делегации, в августе 1939 года приезжавший в Москву для ведения переговоров о мире (впрочем, заранее обреченных на неудачу), был практически на тридцать лет старше Флеминга, что делает их совместное обучение в Итоне, а тем более в школе, маловероятным. (Приходится констатировать, что британские ученые, увы, в очередной раз попали впросак.)
Может быть, Флеминг учился вместе с отпрыском адмирала? Это кажется более вероятным, однако Дракс, сын Дракса (полное имя Дракса-младшего мы, с позволения читателей, приводить не будем, ибо оно ничуть не короче имени Дракса-старшего), родился лишь в 1928 году, через двадцать лет после появления на свет Йена Флеминга, что тоже ставит их совместное обучение под вопрос.
Разумеется, это не отменяет предположения, что Флеминг мог использовать в своем романе имя человека, даже несмотря на то, что не имел чести учиться вместе с ним в школе или колледже; удивляет лишь, почему из всего созвездия имен адмирала писатель выбрал лишь одно, далеко не самое звучное.
Отметим, что обилие имен и титулов адмирала послужили одним из источников вдохновения другого популярного британского писателя — Пелема Вудхауза. Еще один возможный прототип образа — это не человек, а неодушевленный объект, дом (заметим, большой дом!) на северном побережье Ямайки, месте, где жил и сам Флеминг, имевший имя «Дракс Холл».
Что касается имени Хьюго, существует предположение, что оно могло быть заимствовано у французского писателя Виктора Гюго. Хотя само по себе оно и не настолько редкое, чтобы для его создания понадобился автор «Собора Парижской богоматери».
Возможен и еще один вариант, смешанный — литературно-кинематографический. Дворецкого Дракса в фильме звали Кавендиш. Сэр Томас Кавендиш — английский мореплаватель и приватир елизаветинской эпохи; имя Дракс по звучанию напоминает Дрейк.
Сэр Френсис Дрейк — знаменитый мореплаватель, первый англичанин, совершивший на корабле «Золотая Лань» кругосветное путешествие, участник отражения испанской великой армады. Как большинство британских моряков той бурной эпохи, занимался каперством. Для англичан он был героем, но испанцы, которые называли Дрейка «Эль Драгон» (дракон), считали его никем иным, как пиратом (следует признать, со своей точки зрения они были правы: Дрейк действительно занимался грабежом испанских владений в Америке).
Конечно, в этом случае герои британского прошлого предстают в роли злодеев из настоящего (если предположить, что дворецкий Дракса, как и дворецкий Голдфингера, был замешан в его темных делах). Но может быть, как раз в этом и заключается тот самый тонкий британский юмор, в непонимании смысла которого признался сам Хьюго Дракс, богатейший злодей бондианы, энтузиаст покорения космоса, пианист-виртуоз и мегаманьяк-неомальтузианец?
...Вот почему я предлагаю сделать к/ф "о таких разных американцах" по мотивам книжки "Ну, что тебе сказать про СэШэА?" ...