Конечно, такие списки всегда условны и субъективны — у каждого свои вкусы и предпочтения, поэтому фильмы здесь разноплановые и для разных людей, чтобы можно было найти своё.
1. «Затойчи» (2003)
Странствующий слепой фехтовальщик защищает простых людей от плохих парней.
Вообще «Затойчи» — это серия фильмов, я люблю с Такеши Китано. Любовь Китано к театральности здесь смотрится выигрышно, он мастерски сочетает насилие с юмором и музыкой.
Следующие три фильма — это самурайская трилогия Ёдзи Ямада, не связанная сюжетно.
2. «Сумеречный самурай» (2002)
Действие происходит в тот же период, что и «Семь самураев» Куросавы, и «Последний самурай» с Томом Крузом (около 1868 г.). Тогда самураи, как известно, жили по строгому кодексу.
«Последний самурай» — о самураях, противостоящих действиям императора по «перестройке» Японии; так вот герой «Сумеречного самурая» сражался и погиб в этом восстании, как объявляют в конце фильма.
Режиссер прекрасно воссоздаёт феодальную деревню с архитектурой, обычаями и ценностями.
Итак, герой живет под властью клана, занимаясь так себе работенкой — подсчетом продуктов на складе. У него есть выжившая из ума мать и дочери, которых нужно содержать, а он в долгах, как в шелках. Проработав весь день, герой спешит домой, пока его коллеги сплетничают о нем.
Его детская любовь развелась с мужем и начинает помогать ему по дому, но Сэйбэй не представляет себе повторного брака — с его-то доходом.
Неожиданно клан прознаёт, что наш герой — крутой боец, и приходит к нему с заданием: убить непокорного самурая.
Не буду рассказывать, что происходит потом. Скажу только, что разговор и схватка между двумя самураями в конце — это больше о душе, чем о битве, как, в общем-то, и весь фильм. А романтика в фильме такая нежная и правдоподобная.
3. «Скрытый клинок» (2004)
Трогательная история любви и мрачная нестабильность положения самураев. Модернизация знаменует конец самобытного культурного наследия Японии.
Исторический фильм использует эпоху сёгунов в качестве фона для истории несчастной любви. Герой спасает девушку от жизни, полной тяжелого труда в семье её мужа. Но его чувства — это предательство традиций, которые он чтит, поскольку девушка ниже его по статусу в классовой системе. Поэтому он отказывается от своей любви. Далее мы видим, как меняются убеждения и ценности Японии.
Финальная схватка как бы показывает эмоциональное изображение ухода старого порядка. И герой, и его противник разделяют общую связь против феодальной системы, поскольку один пошел против правителя, а другой отказывается от статуса самурая и таки следует за любовью, запрещенной его кастовой системой.
4. «Любовь и честь» (2006)
Самурай низшего ранга мечтает выйти за пределы утомительного существования и открыть собственное дело. Однажды он спасает жизнь господина, но ценой потери зрения. Поскольку слепой самурай бесполезен, его бросают. Господин прям молодец (нет).
Жена героя в поисках работы попадает в известный переплёт, он изгоняет её из дома и какое-то время варится в соках своей жестокой судьбы. Из недовольства и злости в конечном итоге вырастает желание снова взяться за меч.
Традиционная Япония, красивейшие кимоно, посуда, веера — прекрасно.
5. «Никто не узнает» (2004)
Современный фильм, действие происходит в Токио. История о детях, вынужденных в одиночку выживать в городе. В основе реальный случай, который режиссер использовал как скелет.
6. «Ушедшие» (2008)
О виолончелисте с несложившейся карьерой. В силу жизненной ситуации он устраивается на единственную работу, которую смог найти — помощником владельца бюро по положению усопших в гроб. В Японии это важный ритуал, на котором присутствуют все близкие покойного. Этот вид деятельности окружающие, как можно догадаться, воспринимают по-разному, некоторые крайне пренебрежительно и неуважительно. До тех пор, пока смерть не касается их семьи.
Фильм светлый, глубокий, неспешный, ненавязчиво мудрый. Один из тех, которые помнишь долго.
В финале становится ясным смысл этой истории для главного героя. Я всплакнула в конце, потому что вывернуло наизнанку всё то, о чем стараешься не думать и не вспоминать. И катарсис этот — белый и чистый, и дающий надежду.
7. «Повар Императора» (2015)
Затягивающий рассказ из 12 серий, как раздолбай из захолустья дослужился до личного повара Императора Японии в начале ХХ века.
Неторопливый, трогательный, местами наивный фильм. Реальная история, между прочим. Много красивого: еды (еда — как выражение уважения), посуды, кимоно, отношений.
Смысл, видимо, в важности поиска предназначения. Другие темы затрагивают вопросы чести и ответственности. В конце сериала есть унизительный эпизод, но он позволяет лучше понять японцев — насколько они привязаны к традиционным ценностям. Император в их культуре считался не просто лидером, а духовным воплощением нации, и по сей день он олицетворяет их национальную идентичность.
Сухо получилось, но на самом деле сериал классный, несмотря на некоторые моменты, типа годы идут — герои не стареют.
8. «Всегда: Закат на Третьей Авеню»
Три фильма 2005, 2007, 2012 гг.
Сентиментальная история о Японии после Второй мировой наполнена теплотой, ностальгией и человеческими взаимоотношениями. Показана жизнь простых жителей одной из улиц Токио: их мечты, разочарования, радости и надежды на будущее. Местами избыток сахарина, местами комично, но всё же, всё же…
Визуально фильмы очень красивые и наполнены вниманием к деталям. Токио 1950-х воссоздан с помощью компьютерной графики. И музыка прекрасная.
Время, когда телевизор, холодильник и стиралка удивляли, когда люди были добры и заботились о своих соседях. Я почти не помню, был ли мир таким на самом деле. Но на улице моего детства действительно были такие люди, как изображено в фильме. Я бы не отказалась телепортироваться туда, и эта трилогия может помочь в этом.
Фильм ориентирован на семейный просмотр.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...