Кинокартины с участием актёра до сих пор показываются по телевидению и пользуются народной любовью и успехом. Герои Олега Валериановича абсолютно разные: подлецы, негодяи, карьеристы, но вместе с этим есть и скромняги, недотёпы, а иногда и просто несчастные люди. Среди них — Воланд из телесериала Владимира Бортко «Мастер и Маргарита», преподаватель и переводчик Андрей Павлович Бузыкин из «печальной комедии» Георгия Данелии «Осенний марафон», папа Кати Кузнецовой из к/ф «Курьер», Тальберг из «Дни Турбиных», Южаков из картины «Раба любви».
Особенно хочется выделить ленты Эльдара Александровича Рязанова, где Олег Басилашвили сыграл яркие роли: графа Мерзляева («О бедном гусаре замолвите слово»), пианиста Платона Сергеевича Рябинина («Вокзал для двоих»), Горюнова («Предсказание»), брата Фимы («Небеса обетованные») и Юрия Григорьевича Самохвалова в легендарной и всеми любимой картине «Служебный роман».
Мало кому известно, но «Служебный роман» мог получиться совсем другим. Сначала его хотели назвать «Сказка о руководящей Золушке», однако худсовет велел изменить название. Сценарного материала могло бы хватить на три серии, а в итоге получилось две. Практически всех актёров утвердили в фильм без проб (правда, на Шуру пробовались Нина Агапова и Римма Маркова, а сыграла Людмила Иванова). А вот с Олегом Басилашвили вышла интересная история.
Изначально он хотел сыграть главную мужскую роль — скромнягу, отца и мать в одном лице, робкого, трусоватого и застенчивого мямлю Анатолия Ефремовича Новосельцева. Олег Валерианович пытался убедить Эльдара Александровича утвердить свою кандидатуру, даже сбросил вес, чтобы не выглядеть таким уж статусным и элегантным мужчиной. А образ антигероя Самохвалова ему не очень понравился.
Рязанов рассматривал Олега Басилашвили на роль Новосельцева, но считал, что зритель не поверит, что его героя — такого красивого и статного с виду мужчину — бросила жена, оставив двоих детей, что он не имеет успеха у слабого и прекрасного пола. Как известно, Анатолия Ефремовича в итоге сыграл Андрей Васильевич Мягков. Басилашвили рассказывал по этому поводу:
— Я говорил Эльдару Александровичу, что гримеры тратят по нескольку часов, чтобы превратить вальяжного Андрея Мягкова в зачуханного Новосельцева. И столько же времени уходит на то, чтобы придать мне, замученному и уставшему — я играл в питерском театре, мотался между Москвой и Ленинградом, — вид лощенного Самохвалова. Так, может, пожалеем гримеров? Просил Рязанова: поменяйте нас с Мягковым местами!
Сколько Олег Басилашвили ни старался убедить Рязанова, режиссёр отдал актёру роль Самохвалова. Но актёр не пожалел, согласился, сыграл и в итоге полюбил эту роль и ее героя. Также Олег Валерианович признал, что режиссёр правильно распределил роли.
С этим согласились и зрители. В наши дни трудно, даже просто невозможно представить каких-то других актёров в «Служебном романе». Всё это позволяет сказать, что благодаря Э. Рязанову и тем актёрам, которые сыграли в фильме, в прокат вышел настоящий шедевр, любимый публикой до сих пор.
Игорь Вадимов, = Нет безобразья в природе = написал классик. "Все мы немножко лошади,// каждый из нас по-своему лошадь" (ВМ). Так чего...