Вкратце о сюжете. В конце второй части главным героям, Рэджи и Майку, таки удалось замочить Верзилу, высоченного злобного старикана, работающего в похоронном бюро и имеющего тесные связи с потусторонними силами. Удалось, само собой, по законам жанра, ровно до начала третьей серии. Волшебным образом на смену убиенному монстру из параллельного измерения появился точно такой же, только без единой царапины. Новехонький Верзила не замедлил нагнать беглецов и похитить Майка, к которому он неровно дышал с первых минут первого «Фантазма». Теперь Рэджи придется пойти туда, не знаю куда, чтобы вновь спасать своего непутевого друга.
По пути Рэджи встретит компанию из двух отморозков и одной отмороженной, но симпатичной бабы, которые дадут ему по кумполу и засунут в багажник евойного же раритетного Плимута «Барракуда». Трио бандитов увезет Рэджи на окраину пустынного и покинутого города, где им представится возможность поживиться в брошенном доме. Здесь создателям ленты пригодился опыт комедии «Один дома», потому как на сцену вышел деловитый пацан по имени Тим. В отличие от своего комедийного коллеги из вышеозначенного кинохита Коламбуса, Тим предпочитает незваных посетителей своего дома не лупить утюгами по морде, а вполне натурально отправлять на тот свет и закапывать в саду.
Накачав бандитов свинцом, Тимми освобождает Рэджи и уже вместе с прибившейся к ним негритоской Рокки они отправляются на поиски Майка и Верзилы. Однако долго искать не пришлось, ибо в рюкзаке Рэджи завалялся один из смертоносных металлических шаров Верзилы, в который вселился разум покойного старшего брата Майка, Джоди. Этот Джоди-шар может не только видеть сквозь время и пространство, но также силой мысли перетаскивать крупные предметы, например, своего братца Майка. После того, как Майки присоединяется к компании искателей приключений на свою пятую точку, уже все вместе они забираются в какой-то готический морг, где устраивают финальное месиво с Верзилой, целой толпой его шаров-убийц и зомби-приспешников.
Свободное волеизъявление Коскарелли не могло не сказаться на конечном продукте. Разница между первыми двумя фильмами и третьей частью «Фантазма» очевидно бросается в глаза.
Начнем с того, что в триквеле существенно больше народу, что, с одной стороны, играет фильму на пользу, а с другой — вносит хаос и мельтешение. К уже привычно борющимся с инопланетным монстром Рэджи и Майку присоединяются персонажи всё более экзотические: мальчик-с-пальчик, метко стреляющий из револьвера и не испытывающий в своем юном возрасте ни страха, ни упрека; темнокожая спецназовка с нунчаками, которой то ли скучно, то ли потусоваться не с кем; и на закуску — померший 15 лет назад старший братец Джоди, который за время пребывания на том свете прилично отъелся и теперь имеет желание указывать живым куда идти и что делать.
Толку от всей этой толпы, если честно, никакого. Но разумное разнообразие в визуальный ряд новые лица вносят. Тем более, что со стороны зла тоже прошло прибавление. Во-первых, теперь Верзила не только превращает трупы в мерзких карликов, но и просто оживляет, населяя свои пенаты праздношатающимися зомби. Последние почему-то не желают себя вести, как типичные живые мертвецы, активно разглагольствуют и даже пытаются шутить. Шутки, эти, к слову, совсем не смешные.
Во-вторых, если раньше основной демонической силой Верзилы были его мерзко вопящие карлики, то в третьем фильме героям приходится бороться с целым сонмом летающих шаров-убийц. Помимо стандартной дрели, у них также появились дополнительные приблуды в виде мини-болгарок и всевидящего ока. Шары эти мочат всех направо и налево, нередко не видя разницы между своими и чужими.
Что касается сценария, то его практически нет. Герои перемещаются между различными безымянными и безликими декорациями, включая параллельные миры и сновидения. Видимой цели в этих перемещения нет, Рэджи постоянно спасает Майка, Майк ищет Верзилу, Верзила ищет Майка, все остальные снуют вокруг и бьют друг дружку почем зря. Диалоги представляют собой плохо связанные по смыслу фразы из серии «пойдем туда — вали его — бежим отсюда».
Про актерскую игру тоже ничего хорошего сказать не могу, хотя «старички проекта» Рэджи Бэннистер и Майкл Болдуин вовсе не раздражают, в отличие от дебютантов. По-прежнему радует запоминающаяся музыкальная тема к фильму от композитора Фреда Майроу.
Резюмирую. Третья часть фильма больше тяготеет к жанру мистической фантастики, чем к жанру триллера или хоррора. Плохо это или хорошо, сказать сложно, но «Фантазм 3» — это уже не прежний атмосферный и сумасбродный жутик. В 1998 Дон Коскарелли, несмотря на уверения, что идеи у него иссякли, выпустил последнюю, четвертую часть «Фантазма». После чего поставил на франшизе жирный крест.
Скоро будет 200-летний юбилей, однако!