И не беда, что из восьми номинаций сыграли только две, за сценарий (по рассказу Памелы Уоллес) и монтаж. Жюри Оскара обошло вниманием и Харрисона Форда, и работу режиссера с оператором, не отдало предпочтение и замечательной музыке Мориса Жарра. В том году победу праздновала мелодрама Сидни Поллака «Из Африки», а куда менее позитивные ленты Уира, Спилберга («Цветы лиловых полей»), Хьюстона («Честь семьи Прицци») и Бабенко («Поцелуй женщины-паука») попросту не вписывались в радужный настрой киноакадемиков. Тем не менее уже тогда было ясно, что африканская зарисовка Поллака уступала своим конкурентам по всем фронтам.
Прошли годы, и многочисленные зрительские рейтинги лишь упрочили положение «Свидетеля», тогда как «победитель» уже никому не интересен.
…Беда не приходит одна. После скоропостижной кончины мужа молодая Рейчел, дабы развеять мрачные мысли, отправляется навестить сестру в Балтиморе. Однако путешествие заканчивается, не успев начаться: отлучившись на ж/д вокзале в уборную, ее малолетний сын Сэмюэл становится невольным очевидцем жестокого убийства. Для девушки, которая родилась и выросла в закрытой общине амишей, подобный поворот событий лишь подтверждает правильность верований в загнивающую цивилизацию. Но теперь им придется задержаться в чужом городе, ибо Сэм из обычного ребенка превратился в важного свидетеля.
Дело дрянное, жертвой убийц стал полицейский, но хуже всего, что в одном из нападавших мальчик узнает другого копа — офицера МакФи из отдела по борьбе с наркотиками. Заведующий расследованием детектив Джон Бук понимает, что подобная информация может стоить ребенку жизни, поэтому обращается за советом к своему давнему другу и наставнику Шеферу. Не ведая, увы, что Шефер — главное звено в этой коррупционной схеме. Прознав, что их махинации раскрыты, старик приказывает своим головорезам устранить пытливого детектива и мальчишку.
Буку повезло, он остался жив и успел увезти женщину и ее сына домой. Тяжелораненый полицейский вынужден остаться у амишей, что, в принципе, ему на руку: община отрезана от внешнего мира и цивилизации, здесь нет ни телефонов, ни телевидения. Восстанавливая силы, Бук постепенно влюбляется в заботливую и одинокую Рейчел, привязывается к мальчику, но понимает, что Шефер и его подонки, рано или поздно, выйдут на их след и попытаются завершить начатое злодеяние…
«Свидетель» интересен хотя бы тем, что для кого-то этот фильм стал путевкой в жизнь, а для других, в первую очередь, для номинальной звезды картины Харрисона Форда — засчитанной попыткой сменить имидж и продемонстрировать свой талант. Форд, прославившийся у Лукаса и Спилберга, неожиданно для многих выбрал для себя камерный сценарий, смесь криминального триллера и мелодрамы, при полном отсутствии приключений, погонь, каскадерских трюков и спецэффектов.
За смелость Форда вознаградили номинацией на «Оскара», но мы и сами видим, что актер вырос профессионально, это уже не красавчик-бизнесмен из «Деловой девушки», не рубаха-парень из «Звездных войн» и не суперархеолог «Индиана Джонс». Звезде удалось «не звездить», а изобразить на экране загнанного в угол человека, коему приходится в одиночку бороться как со своими «продажными» коллегами, так и с неприятием общины амишей, для которых Джон Бук — злое семя ненавистной цивилизации.
Питер Уир, коему после блистательных драм «Пикник у Висячей скалы» и «Галлиполи» в Австралии стало тесно, осознанно переметнулся в Голливуд, дабы получить свободу действий и возможность работать с лучшими из лучших. С собой он захватил оператора Джона Сила, будущего лауреата «Оскара» за «Английского пациента» и номинанта за «Человека дождя». Собственно, операторский стиль узнается сразу, ибо Силу изумительно удались как идиллические пасторальные картины сельской местности, так и напряженные сцены действия.
У авторов фильма получилось уместить в полтора часа экранного времени сразу три жанра. С одной стороны, перед нами изобретательный и захватывающий триллер, в коем фигурирует невольный свидетель, честный полицейский, «оборотни в погонах» и таинственная история о пропавшей партии наркотиков. С другой, типичная мелодрама о внезапно вспыхнувшей страсти между волевым и храбрым мужчиной и матерью-одиночкой. Их отношения опасны вдвойне: ведь одному нельзя расслабляться, а девушка находится под пристальным наблюдением общины, которая осуждает любые вольности, тем более — по отношению к чужакам.
Но главное, что Уир привнес в чисто жанровый сценарий социальный подтекст. Путешествие Джона Бука к амишам — это своеобразный побег от цивилизации. Спасая свое тело, Бук заодно лечит и душу, окунаясь в мир, где люди привыкли молиться перед приемом пищи (даже в закусочной), решать все свои проблемы сообща (строительство амбара всем миром) и согласно заветам Христа подставлять другую щеку, вместо того чтобы оказывать сопротивление. С последним Буку мириться тяжелее всего, ведь он привык решать вопросы силой.
Столкновение миров в картине «Свидетель» не принимает форму апокалипсиса, зрителя плавно подводят к мысли, что замкнутый мир, в котором проживает Рейчел и ее сын — это не причина, а следствие. Эти люди сознательно не хотят идти в ногу с прогрессом, отказываясь от внешних «благ». Они привыкли рассчитывать только на себя, на своих близких и родных, тогда как для окружающих амиши — забавные «фрики», отшельники, отщепенцы. Впрочем, для обеих сторон характерно нежелание что-то менять в сложившейся ситуации, и отсутствие взаимопонимания — результат взаимного же отчуждения.
Говоря о том, что лента стала «путевкой в жизнь», я подразумеваю удачный старт сразу для нескольких актеров и актрис. С Фордом все понятно, он лишь укрепил свои позиции на Олимпе, а вот актрисе Келли МакГиллис явно повезло с партнером. Успев пару раз засветиться на телевидении, МакГиллис почти сразу же попала в поле зрения Уира и после «Свидетеля» стала пользоваться спросом у продюсеров. Правда, пик ее карьеры наступил буквально через год: Келли сыграла в паре с Томом Крузом в суперхите 1986 года «Лучший стрелок».
Плохого парня, офицера МакФи, сыграл темнокожий актер Дэнни Гловер, коего мы любим и знаем, по сути, только по четырем частям «Смертельного оружия». Гловер, кстати, был занят и в «Цветах лиловых полей» Спилберга, которые также номинировались на «Оскара».
На этом знакомые лица не заканчиваются. Скромного приятеля Рейчел, фермера-амиша Дэниэла, изобразил на экране бывший советский балерун Александр Годунов, для коего фильм стал первой работой в американском кино после ссоры с Михаилом Барышниковым и ухода из балета. Сколотить себе имя в кинематографе Годунову не получилось, он рано умер и успел сняться только в нескольких лентах, включая знаменитый «Крепкий орешек» (террорист Карл).
А вот его партнер по «Свидетелю» Вигго Мортенсен (младший брат Дэниэла), несмотря на очень эпизодическую роль, умудрился уже в нулевых стать полноценной звездой. Достаточно вспомнить трилогию «Властелин колец» (Арагорн) и «Дорогу».
Что касается мальчика Лукаса Хааса (Сэмюэл), то он по-прежнему осваивает актерскую профессию, причем довольно успешно, участвуя на вторых ролях в таких громких проектах, как «Начало» Нолана и «Линкольн» Спилберга.
Надо пересмотреть, а то я помню только концовку, как злодеев зерном засыпало. Меня ещё потом полгода мучил вопрос -- зерно после этого эмишам можно было есть или оно уже "некошерно"?
Хотя настоящие эмиши не дали бы, конечно, у себя киностудии разместиться.
Оценка статьи: 5
0 Ответить