Он не был самым кассовым или самым сексуальным, или самым крутым, он просто отлично играл, зачастую превращая эпизоды со своим участием в настоящие шедевры актерского мастерства. Его лучшие работы в кино — это период с конца 60-х до конца 80-х годов прошлого века.
1. «Выпускник» (1967)
Свою первую главную роль в кино и всеобщее признание Хоффман получил в 30 лет, сыграв… выпускника колледжа. Он был весьма неубедителен на пробах, однако неуверенность актера как раз и убедила режиссера Майкла Николса взять его.
«Выпускник» стал настоящим хитом года — при бюджете 3 миллиона его сборы превысили 100 миллионов. Напоминаем, это конец 60-х, тогда такие цифры были большой редкостью, однако всему виной провокационная тема адюльтера, манившая пуританскую Америку в кинотеатры. Это первая номинация актера на Оскар и первый «Золотой глобус» — как лучшему дебютанту.
2. «Полуночный ковбой» (1969)
Вторая громкая роль и вторая номинация — за оскароносный фильм с рейтингом Х (ныне упразднен), в котором Хоффман из робкого студента перевоплотился в нищего калеку-бомжа, сопровождающего по жизни неудачника-жиголо (Джон Войт). Трагический образ как нельзя лучше подошел киноактеру, при этом Хоффман напрочь затмил своего партнера по фильму.
3. «Маленький большой человек» (1970)
Необычная лента Артура Пенна — это смесь комедии, драмы и вестерна, а само название картины отлично характеризует Дастина Хоффмана и его место в голливудской тусовке.
Картину «прокатили» на Оскаре, так как Пенн неожиданно для всех сместил акценты в традиционном для американцев жанре фильмов про ковбоев и индейцев. Большинству зрителей нью-вестерн пришелся не ко двору, сборы ленты были скромными, однако Хоффман проделал огромный труд, дабы сыграть главного героя — 120-летнего старика. Он по пять часов просиживал в гримерке, а затем еще час кричал изо всех сил, чтобы его голос был по-настоящему хриплым и старческим.
4. «Соломенные псы» (1971)
В борьбе за главную роль у бунтаря и ниспровергателя традиций Сэма Пекинпы Хоффман обошел Джека Николсона и Дональда Сазерленда. Из этой троицы он единственный однозначно подходил на образ скромного математика, который по сюжету фильма должен был трансформироваться в беспощадного и жестокого убийцу. Николсон был «безумен» изначально, а Сазерленд — слишком интеллигентен.
Съемки проходили трудно: Пекинпа периодически уходил в запой, а исполнительница главной женской роли Сьюзен Джордж была недовольна, что ей придется стать жертвой изнасилования. Сам Хоффман позднее признался, что согласился работать над «Соломенными псами» исключительно ради денег, так как ненавидит насилие. Отчего его труды, впрочем, не кажутся вымученными.
5. «Мотылек» (1973)
Если в «Полуночном ковбое» Хоффман подыгрывал Войту, то в «Мотыльке» — эпической драме о побеге из тюрьмы — актер «сопровождает» легендарного Стива МакКуина. МакКуину не повезло: «Мотылек» — фактически, последний мощный проект с его участием, а в 1980-м актера не стало.
Лента Франклина Шеффнера была экранизацией, причем автобиографии самого главного героя — вора и заключенного Анри Шарьера. Персонаж же Луи Дега был в книге очерчен поверхностно, и лишь талант Дастина Хоффмана вывел этот образ на передний план повествования в фильме.
6. «Ленни» (1975)
Третья номинация на Оскара и вновь неудачная. В том году Хоффман проиграл актеру, чье имя сегодня никто и не вспомнит.
Его персонаж — знаменитый комик Ленни Брюс, работающий в жанре стенд-апа. Режиссером стал большой знаток сценических подмостков Боб Фосси, автор «Кабаре» с Лайзой Минелли. Несмотря на 6 номинаций, «Ленни» оказался слишком сложным зрелищем для публики, тем более что снят был в черно-белом цвете и в псевдодокументальной манере. Но Хоффман был неподражаем.
7. «Марафонец» (1976)
Несмотря на нелюбовь к жанрам триллера и боевика, Дастин Хоффман всё-таки согласился на роль у Джона Шлезингера. Из математика в «Соломенных псах» он превратился в студента-историка (в 39 лет!), который в одиночку противостоит бывшему нацистскому преступнику.
Готовясь к фильму, Хоффман действительно много бегал и даже сбросил порядка 7 кг. Ему ассистировал сам сэр Лоуренс Оливье, который к тому времени был сильно болен и местами с трудом запоминал реплики своего злодея.
8. «Крамер против Крамера» (1979)
После нескольких неудачных попыток покинуть церемонию наград американской киноакадемии с золотой статуэткой в руках Хоффман, наконец, получил своего Оскара. Во многом благодаря банальной удаче, ведь продюсеры сначала хотели видеть в этом образе знаменитого Аль Пачино.
Однако Хоффману «повезло» и в другом: он сам недавно пережил развод, поэтому роль отца, борющегося с бывшей женой за сына, далась ему неожиданно легко. Партнершей Дастина по фильму была Мерил Стрип, которая также покинула церемонию с Оскаром. Сама картина была названа лучшей по итогам года и на фоне прогрессирующего феминизма заработала невероятные для супружеской драмы 106 миллионов в прокате.
9. «Тутси» (1982)
Экономика неумолима — после заслуженной награды гонорары Дастина Хоффмана моментально выросли: за следующую роль в романтической комедии Сидни Поллака он получил уже 5 миллионов. Однако жюри Оскара посчитало, что мужчина, играющий женщину — слишком уж очевидная попытка вновь забрать статуэтку, и отдало предпочтение персонажу Ганди в исполнении Бена Кингсли.
Что не умаляет заслуг Хоффмана, который филигранно перевоплотился из безработного актера Майкла Дорси в эксцентричную суперзвезду телесериалов Дороти Майклз. «Тутси» и «Крамер против Крамера» — единственные кинофильмы с участием Хоффмана, попавшие в советский прокат, поэтому наш зритель знал Дастина именно таким.
10. «Человек дождя» (1988)
В Голливуде традиционно любят, когда нормальный человек играет героя с отклонениями. За это щедро раздают не только номинации, но и статуэтки. Вот и Хоффман заработал второго Оскара за роль больного аутизмом.
Впрочем, актера нельзя упрекнуть в старании «сработать на критиков». Поначалу Хоффман даже хотел отказаться от проекта в пользу Билла Мюррея, но затем всё-таки проникся этой грустной историей. Картина Барри Левинсона закономерно стала лучшим фильмом года, а благодаря наличию в кадре молодежной звезды (Том Круз) еще и выбилась в лидеры североамериканского проката.
К сожалению, после «Человека дождя» Хоффман как-то незаметно ушел в тень. Мы видели его в злодейском образе в сказочной феерии Спилберга «Капитан Крюк», в образе легендарного Голландца Шульца в криминальном триллере «Билли Батгейт» и даже в роли старшего Факера в трилогии про «Знакомство с родителями», однако громких ролей за актером больше не числилось. Если не считать последней на сегодня номинации за разговорную драму «Плутовство».
Дастина Хоффмана несколько раз награждали почетными наградами: в Венеции в 1996, затем через год премией Сесила ДеМилля, в 2009 почетным Сезаром и в 2012 за выдающиеся персональные достижения на кинофестивале в Сан-Себастьяне.
Несмотря на почтенный возраст, а Хоффману уже 82, актер продолжает сниматься, но уже намного реже, чем раньше. Пожелаем ему крепкого здоровья, ведь он так долго радовал нас своими гениальными работами в кинематографе.
Александр Котов, подозреваю, что информации о заболеваниях, которыми страдали в Средневековье крайне мало еще и потому, что к медикам...