Бурное оживление кинопроизводства в 30-х резко поутихло в связи с началом Второй мировой войны. Однако сразу же после ее окончания киноискусство в стране снова воспряло духом. На экраны вышли фильмы «Рим, открытый город» (1945), «Шуша» (1946) и «Похитители велосипедов» (1948), авангард течения, позже названного неореализмом. Эти картины вызвали фурор во всем мире, став оплотом репутации итальянского кинематографа, лишь укреплявшейся с годами.
Сквозь столетие итальянское кино, переживая периодические взлеты и падения, сумело остаться одним из важнейших искусств в социальной и культурной жизни страны. Невероятно и необъяснимо то, что именно итальянцы сумели оказать огромное влияние на мировой кинематограф, хотя большая часть их фильмов глубоко проникнута местными проблемами, казалось бы, малоинтересными зрителям других стран. Кадры с Анной Маньяни, бегущей под пулями к армейскому грузовику в картине «Рим, открытый город», или Анитой Экберг, плывущей аки лебедь по водам фонтана Треви в «Сладкой жизни», навсегда запечатлелись в памяти зрителей, став со временем иконой кинематографического стиля и мастерства.
История итальянского кино тесно связана с изобретением самого кинематографа. Известно, что в том же году, когда братья Люмьер запатентовали свой «синематограф» во Франции, молодой инженер Филотео Альберини из Флоренции изобрел очень похожий агрегат «для записи, печати и отражения движущихся изображений». Увы, к тому времени, как Альберини получил на руки патент, Люмьеры уже успели организовать несколько публичных демонстраций своего изобретения в Париже и даже запустили его в серийное производство на заводе в Лионе. Спустя несколько месяцев французский «синематограф» появился и в Италии, где впервые был представлен римским зрителям в марте 1896 года.
Учитывая ошеломляющий и масштабный успех братьев Люмьер, неудивительно, что Альберини вскоре забросил идею продвижения в массы своего «кинетографо». Тем не менее его интерес к данной сфере не угас, и в 1901 г. он открыл первый стационарный кинотеатр во Флоренции. Тремя годами позже он переехал в столицу, где организовал строительство кинотеатра «Модерно», а затем стал партнером Данте Сантони, с которым они создали первую итальянскую компанию «по производству фильмов».
Конечно, первый проект компании Альберини и Сантони (позднее переименованную в Cines) не был самым первым фильмом, снятым на территории Италии, но, тем не менее, считается начальной вехой в развитии итальянского кинематографа. Поставленный самолично Альберини фильм «Взятие Рима — 20 сентября 1870» был, скорее, наполнен поэтическими образами, нежели концентрировался на тщательном воссоздании на экране одного из решающих моментов в объединении Италии. Тем самым, зарождение кинематографа неким образом связало себя с рождением самой итальянской нации. Уже на этом этапе выбор темы и стиля кинопроизводства (частично картина снималась в павильонах, а частично — на открытых локациях с привлечением как профессиональных актеров, так и сотен статистов, одолженных итальянской армией) обозначили будущую склонность итальянцев к масштабным историческим постановкам.
Продемонстрированная на огромном экране в Порта Пиа, где, собственно, происходили реальные события ровно 45 лет тому назад, картина имела феноменальный успех у публики и мгновенно утвердила Альберини и его компанию в качестве авангарда кинематографа Италии. В этот же период на полуострове начали появляться и другие деятели от кино.
В Неаполе братья Тронконе постепенно перешли от простых кинопоказов к производству фильмов, а в Турине некто Артуро Амброзио, предприимчивый фотограф и поставщик оптического оборудования, занялся созданием собственной фирмы. Таким образом, уже к 1907 году в Италии работало по меньшей мере девять кинокомпаний, в основном в крупных городах страны, таких как Рим, Турин, Неаполь и Милан.
В самой Италии кинопромышленность продолжала процветать и в данной сфере день ото дня появлялись новые игроки.
В 1909 году компания Film d’Arte Italiana, итальянский филиал французской Pathe’s Film d’Art, следуя принципам головной фирмы, начала набор профессиональных актеров для съемок «качественных» экранизаций знаменитых пьес, начиная с шекспировского «Отелло».
В том же году только что созданная студия Milano Films, в состав акционеров которой входили весьма обеспеченные и знатные представители Милана, замахнулась на полнометражную экранизацию «Ада» Данте Алигьери. На съемки фильма ушло три года, и когда 70-минутная картина была выпущена в 1911-м на экраны, она имела оглушительный успех, установив новую планку в плане качества и художественной ценности кинопродукции.
Еще одному предприимчивому дельцу, Джованни Пастроне, удалось подписать контракт с самым известным французским комиком Андре Дидом. В течение последующих нескольких лет они совместно выпустили гигантское количество комедийных короткометражек на студии Itala, главным персонажем которых был дурашливый персонаж Кретинетти. Популярность этих опусов была столь велика, что Пастроне без труда продавал свои картины по всему миру, от Москвы до Рио-де-Жанейро.
Именно тогда, на заре становления кинематографа, многие итальянские студии пачками выпускали фильмы, среди которых были документальные ленты, комедии, костюмные драмы и мириады киноадаптаций литературной и театральной классики. Крупным компаниям особенно удавались монументальные греко-римские эпосы, коммерческий успех которых позволил им отвоевать значительный кусок международного кинорынка, в том числе и в США. После ажиотажа вокруг «Последних лет Помпеи» студия Itala выпустила очередной кинохит «Падение Трои» (La caduta di Troia, 1911), а компания Cines достигла еще большего триумфа со своим пеплумом «Камо грядеши?» (Quo Vadis, 1912), невиданной ранее феерией, поставленной бывшим художником Энрико Гуаццони.
Но самым впечатляющим и коммерчески прибыльным проектом того периода стал все-таки эпический опус Пастроне «Кабирия» (Cabiria, 1914) — фильм технически безупречный, просмотр которого вызвал восторг у самого Дэвида Уорка Гриффита. Последний даже использовал находки Пастроне в своей классической картине «Нетерпимость» (1916).
В те времена итальянские киностудии десятками клепали фильмы т.н. стиля «кино во фраке». Под влиянием позднего романтизма и произведений популярного драматурга и поэта Габриэле Д’Аннунцио создавались чрезмерно страстные мелодрамы в интерьерах салонов высшего света, персонажами коих были роковые женщины (дивы), а сюжеты сплошь и рядом рассказывали об их несчастной любви, обреченной на вечные страдания.
Начиная с выхода картины Марио Казерини «Но моя любовь не погибнет» (Ma l’amor mio non muore, 1913), с участием одной из самых известных актрис того периода Лиды Борелли, сей жанр процветал на протяжении целого десятилетия, создавая репутацию таким актрисам, как Франческа Бертини и Пина Меничелли, перед которыми благоговела вся Европа.
Годы, предшествовавшие Первой мировой войне, стали для итальянского кинематографа «золотой эпохой». Производство фильмов росло не по дням, а по часам, а сами ленты пользовались бешеной популярностью как дома, так и в других странах. Что интересно, факт вступления Италии в войну в 1915 г., никоим образом не отразился на темпах роста кинопромышленности. Кризис наступил позже, уже после подведения неутешительных итогов военного катаклизма.
Пока в Европе бушевали баталии, остальные страны поспешили отгородиться от конфликта, закрыв свои рынки. Тот же Голливуд проявил себя как агрессивный игрок, выпуская все больше и больше ярких, развлекательных фильмов. Внутри Италии мелодрамы с роскошными актрисами перестали окупать затраты. В 1919 г., пытаясь выправить ситуацию, крупные компании решили объединиться под руководством президента студии Cines барона Фассини для создания UCI — Итальянского союза кинематографистов. Увы, надеждам не было суждено сбыться: внутренние противоречия на почве технических и творческих разногласий, а также банкротство в 1921 г. главного спонсора союза, вскоре привели данную организацию к закономерному коллапсу.
Так, уже в 1922 году, в то время как Бенито Муссолини и его «чернорубашечники» маршировали на Рим с мечтой о новом фашистском режиме, итальянская кинопромышленность, еще десять лет назад поражавшая воображение размахом и блеском, вступила в фазу глубокого упадка. К середине 20-х годов, когда в стране случился небывалый всплеск посещаемости кинотеатров, итальянское кино, по сути, перестало существовать, а многие ведущие актеры и режиссеры либо забросили свое ремесло, либо перебрались в Германию и Францию, где обстановка в кинобизнесе была более благоприятной.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...