Тем не менее, установив и усилив цензуру, новый режим не спешил активно вмешиваться в процессы кинопроизводства и не особо сильно сопротивлялся потоку американской продукции, наводнившей итальянские кинотеатры и пользовавшейся растущим спросом. Гораздо больше правительство интересовалось новостными выпусками и документалистикой.
В 1924 году, пока американцы открывали в Италии филиалы своих киностудий, а компания MGM планировала переснять в Риме «Бен-Гур», режим Муссолини оказывал поддержку новой организации — Союзу образовательного кинематографа. Изначально контора находилась в частных руках, но Муссолини всячески проявлял интерес к ее деятельности и даже придумал акроним, под которым она позднее и «прославилась» — ЛУЧЕ (Свет).
Как организация, Национальный институт ЛУЧЕ контролировался лично Муссолини и занимался тем, что выпускал в свет образовательные и просветительские ролики о деяниях режима. В 1926 году правительство издало постановление, согласно которому все кинотеатры были обязаны демонстрировать ролики ЛУЧЕ перед каждым киносеансом.
Львиная доля художественных фильмов того периода снималась на студиях Стефано Питталуги. Опытный прокатчик и управленец, Питталуга мудро уклонился от вступления в Союз кинематографистов, что позволило ему относительно легко пережить кризис. Имея возможность скупить за гроши остатки былого могущества, включая легендарную студию Cines, к середине 20-х годов Питталуга стал собой олицетворять киноиндустрию Италии в целом. Контролируя все этапы производства и проката, он, фактически, являлся первым киномагнатом Италии.
В конце 20-х молодому кинокритику и стороннику возрождения отечественного кинематографа Алессандро Блазетти удалось организовать независимую компанию Augustus. Именно с ее помощью он выпустил свой первый фильм «Солнце» (Sole, 1928), эпическую историческую драму, созданную под впечатлением от работ советских кинематографистов. Другой молодой режиссер, Марио Камерини, также организовал независимую фирму и снял глубокомысленную экзистенциальную драму «Рельсы» (Rotaie, 1929) в стиле своих немецких коллег. Эти двое, хоть и разными путями, станут в последующее десятилетие, эпоху правления фашистского режима, самыми видными итальянскими кинематографистами.
В июне 1931 г. государство впервые оказало кинодеятелям осязаемую помощь: правительство подписало указ о возврате продюсерам 10% кассовых сборов по итогам первого года кинопроката. Это не только была очевидная финансовая мотивация, но и повод для создания развлекательных картин, способных на равных конкурировать с импортной кинопродукцией.
Позже, в 1933-м, данный закон отменили, а вместо скидки установили ряд материальных поощрений тем кинематографистам, чьи работы отличались высокой степенью художественной ценности. Параллельно новое постановление обязывало прокатчиков дублировать все зарубежные ленты. Но самое главное, что отныне на каждые три сеанса заграничной продукции должен был приходиться как минимум один итальянский фильм.
Такая поддержка со стороны государства помогла поднять итальянский кинематограф с колен, особенно на студии Cines, где после смерти Питталуги в 1931 г. вся власть перешла в руки сценариста и литературоведа Эмилио Чекки. Под его чутким руководством к Блазетти и Камерини стали присоединяться и остальные режиссеры, ранее покинувшие Италию.
К тому времени, когда Чекки в 1933 году решил уйти в отставку, дабы снова заняться литературой, кинопроизводство в стране удвоилось. Этого было явно недостаточно для вытеснения голливудской кинопродукции с экранов Италии, но, по крайней мере, прокатчикам удавалось выполнять свою квоту по показам итальянских фильмов.
Росту благосостояния итальянского кино способствовали и другие начинания. В 1932 году в программу венецианского биеннале включили проведение кинофестиваля. Изначально фестиваль должен был проходить раз в два года, однако его популярность была столь высока, что вскоре мероприятие обрело статус международного и стало проводиться ежегодно.
В 1934 году, с образованием Главного управления по кинематографии во главе с Луиджи Фредди, государство окончательно стало контролировать все аспекты производства фильмов в Италии, начиная от выделения средств из спецфондов и заканчивая обязательной цензурой. Все сценарии до начала съемок необходимо было представлять в управление для рассмотрения.
Впрочем, отказа «удостаивались» немногие, ибо политика Фредди была весьма мягкой и терпимой. До своего назначения на сей ответственный пост Фредди успел побывать и в Голливуде, и в соседней нацистской Германии. Америку он всячески восхвалял, а вот немцев нещадно критиковал за непомерную идеологизацию кино, что, по его мнению, катастрофически сказывалось на развитии киноиндустрии. Спустя год он создал организацию Centro Sperimentale di Cinematografia, национальную школу кинематографии международного класса, выпускники которой в самом ближайшем будущем станут играть ключевую роль в отечественном и мировом кино.
В те же годы активно развивались социальные киноклубы при высших образовательных учреждениях, коим Фредди оказывал мощную поддержку. Начали издаваться престижные специализированные журналы, вроде Bianco e nero, официального альманаха школы Centro Sperimentale, или Cinema. Редактором последнего вскоре назначат сына Дуче, Витторио Муссолини.
После загадочного пожара, который в 1935-м почти полностью уничтожил студию Cines, Фредди предложил отстроить новые, гораздо большие, павильоны. Планировалось, что все затраты возьмет на себя государство, а руководить новым студийным комплексом будет тогдашний глава Cines Карло Ронкорони. Возведенный в рекордные сроки комплекс получил название Cinecitta (Город кино) и был с помпой открыт самим Муссолини 28 апреля 1937 г.
Несмотря на прогресс отечественной киноиндустрии и строительство новых киностудий, американские фильмы продолжали доминировать на экранах итальянских кинотеатров, забирая под себя 85% всей выручки от проката, в то время как 70% населения предпочитало кино другим видам досуга.
В 1938 году т.н. закон Альфьери не только увеличил скидки для местных производителей, но и фактически установил государственную монополию на импорт зарубежной кинопродукции. Оскорбленные и напуганные существенным падением прибылей американцы начали спешно уходить с итальянского кинорынка, расчистив место для местных продюсеров. Вполне закономерно количество итальянских фильмов росло и вскоре достигло правительственной квоты, равной 100 фильмам в год.
Как это ни странно, но за целое десятилетие целенаправленной государственной поддержки и контроля в Италии вышло всего несколько откровенно фашистских лент. Самой примечательной из них была, безусловно, «Старая гвардия» (Vecchia guardia, 1934) Алессандро Блазетти, картина, старавшаяся найти оправдание насильственным методам фашистских уличных банд 20-х годов. Это была одна из немногих лент, на которые Фредди попытался наложить запрет, ибо был убежден, что нынешний режим сильно пострадает от подобного освещения собственной неприглядной истории страны.
После «изгнания» с рынка американцев стали лучше прокатываться отечественные сентиментальные комедии и легкие мелодрамы, которые, тем не менее, во многом копировали зарубежные аналоги и стремились всячески отвлечь зрителя от непритязательной действительности. После войны именно этот легкий жанр будет обвинен в том, что в значительной степени способствовал целям режима Муссолини, отвлекая население от насущных проблем своей страны.
Фривольность и искусственность этих картин особенно яростно осуждалась журналистами издания Cinema. Несмотря на то что пост редактора журнала номинально занимал сын Муссолини, издание считалось прогрессивным и стало своего рода отдушиной для критиков с левыми настроениями, а также тайных членов Коммунистической партии Италии.
Со страниц Cinema такие деятели, как Джузеппе Де Сантис, открыто взывали к повышению реализма в итальянском кино. В 1942 году он и его последователи получили шанс осуществить свои желания на практике, когда начали работу над картиной Лукино Висконти «Одержимость» (Ossessione, 1943). Позднее ленту Висконти возведут в канонический ранг предшественника послевоенного неореализма.
Несмотря на все очевидные трудности, с коими Италия столкнулась, вступив во Вторую мировую войну, киноиндустрия в стране не только не свернулась, но даже продолжала прогрессировать, выпустив в 1942 году 120 фильмов. Кинопроизводство ширилось вплоть до 1943, когда, в преддверии пакта о прекращении огня, студия Cinecitta была закрыта, а большая часть оборудования разграблена отступающими фашистами.
Сейчас Гегель считается одним из величайших умов человечества. А что его не понимают - так гениев всегда не понимают. А выходит, при...