• Мнения
  • |
  • Обсуждения
Наталия Нечухаева Грандмастер

Какие 10 танцев вошли в историю кино?

Часто фильм запоминается благодаря своей музыкальной теме или песне, которая потом будет звучать долгие годы в исполнении самых разных исполнителей! Иногда такую роль выполняет танец — впечатление от него в исполнении актеров фильма остается у зрителей навсегда.

Танец «Мамушка». Кадр из к/ф «Семейка Аддамс», 1991 г. Фото: kinopoisk.ru

1. Вальс из кинофильма «Война и мир», 1967 г.

Режиссер Сергей Бондарчук.

И до, и после эпопеи С. Бондарчука роман «Война и мир» Л. Н. Толстого был экранизирован неоднократно. Одной из лучших до фильма 1967 года до сих пор считается «предтеча» — фильм 1956 года с Одри Хепберн в роли Наташи Ростовой. И ее вальс на первом балу с князем Андреем (Мелом Феррером) на бессмертную музыку Нино Ротта — несомненная удача фильма.

Но экранизация Бондарчука превзошла американский вариант не только по масштабности батальных сцен. Вальс из фильма на музыку молодого композитора Вячеслава Овчинникова запоминается не только музыкальной аранжировкой и хореографией, но и все время меняющимся трогательным выражением лица Наташи (балерина Людмила Савельева) в ее танце с князем Андреем (Вячеслав Тихонов).

Кадр из к/ф «Война и мир», 1967 г.
Кадр из к/ф «Война и мир», 1967 г.
Фото: kinopoisk.ru

За право написать музыку к этому фильму боролись такие советские мэтры, как Свиридов, Хренников, Хачатурян и Шостакович. Кстати, последний уже написал замечательный вальс, известный как вальс № 2, или «Русский», к фильму «Летят журавли». Поэтому, как бы ни была хороша музыка Шостаковича, режиссер «Войны и мира» не счел возможным использовать ее в своей экранизации. Но сегодня можно найти много клипов, где Наташа и князь Андрей вальсируют именно под всемирно известный вальс № 2 Шостаковича, и музыка великого композитора придает сцене иное, щемящее чувство.

2. Танго из фильма «Запах женщины», 1992 г.

Режиссер Мартин Брест.

Композитор Карлос Гардель (Carlos Gardel) написал всемирно известную сегодня песню «Por una cabeza» в 1935 году для голливудского фильма «Tango Bar», где он сам и исполнил ее. Слова к песне написал Альфредо Ле Пера, они переводились как «На голову». Речь шла о лошадях и скачках, в песне говорилось о настроении игрока, который сравнивает охватывающий его азарт и разочарование во время скачек с любовью к женщине.

По трагическому стечению обстоятельств и композитор, и автор слов песни погибли в авиакатастрофе в том же году, когда «Por una cabeza» появилась на свет. Песню называли пророческой. Ее первые слова «Cuantos desengaños, por una cabeza» говорят и о том, сколько разочарований может настигнуть вас всего в двух шагах от финиша, как будто ее создатели предчувствовали свой близкий конец. Но в этой песне важны не столько слова, сколько изумительная мелодия Карлоса Гарделя.

В фильме «Scent of woman» герой Аль Пачино танцует c молодой женщиной (Габриэл Анвар) под музыку «Por una cabeza». Всего три минуты, которые репетировали долгих два месяца, являются одним из самых ярких моментов в фильме. По накалу чувств критики называют эту сцену «лучшим танго в истории кинематографа».

Герой Аль Пачино произносит:

«Жизнь — это танго, в котором главное — это движение. Если остановишься — прекратится танец, если остановишься — прекратится жизнь».

Эти слова можно считать слоганом к фильму.

3. Танго из фильма Легкое поведение, 2008 г.

Режиссер: Стефан Эллиотт.

Если говорить о танго, то нельзя не вспомнить великолепный дуэт Колина Ферта и Джессики Бил в британском фильме «Легкое поведение» («Easy Virtue»). Кстати, хотя фильм называют романтической комедией, смешного в фильме мало, скорее это мелодрама или даже драма.

Композитор Мариус де Фриз написал прекрасную музыку для чувственного танца, исполняемого главными героями. Джессика Бил и Колин Ферт потрясающе исполняют темпераментное танго на глазах у шокированной английской публики, собравшейся на вечеринку. Это сцена стала одним из самых выразительных танцев в современном кино. На нее положено много других музыкальных каверов, один из лучших — та же «Por una cabeza» от Карлоса Гарделя, звучащая в фильме «Запах женщины».

4. Твист из фильма «Криминальное чтиво», 1994 г.

Режиссер Квентин Тарантино.

Задолго до появления фильма на экранах зрители видели танец Джона Траволты и Умы Турман в анонсе и уже предвкушали удовольствие от новой картины Квентина Тарантино. Это твист тут же подхватили и исполняли на танцевальных площадках мира, повторяя пальцами коронный жест Траволты — буква V, скользящая у глаз.

В этот раз Тарантино решил, не прибегая к услугам композитора, сам создать музыкальную ленту, включающую любимые им и зрителями треки 60-х годов в таких жанрах, как твист, рок-н-ролл, фанк и соул. Одним из таких фрагментов «от Феллини» стал знаменитый танец Мии и Винсента (Джона Траволты и Умы Турман) в ретро-кафе «Jack Rabbit».

Кстати, он был и одним из самых сложных моментов съемок фильма «Криминальное чтиво» («Pulp Fiction»). Его съемки длились более 13 часов, движения твиста отличный танцор Траволта и режиссер Тарантино придумывали на ходу и показывали тоненькой, как спичка, но непонятливой Уме. Сохранились эпизоды этих съемок — пара Траволта-Тарантино смотрится потрясающе.

5. Танец на винограде из фильма «Укрощение строптивого», 1980 г.

Режиссеры Франко Кастеллано и Пиполо.

Сцена из фильма «Укрощение строптивого» («Il Bisbetico domato»), где Адриано Челентано под композицию группы Clown «La Pigiatura» делает вино из винограда, весело пританцовывая прямо в бочке, вошла в сокровищницу лучших танцевальных номеров в истории кино под названием «Танец на винограде».

Эпизод с зажигательным танцем Адриано можно считать документальным. В вымышленном итальянском городке, где проходили съемки фильма, как и в десятках похожих на него, и сегодня поддерживают вековые традиции: виноград так же давят вручную или, скорее, «вножную», пренебрегая современными технологиями виноделия.

6. Стриптиз из фильма «Девять с половиной недель», 1986 г.

Режиссер Эдриан Лайн.

Песня «You can leave you hat on» («Шляпу можешь не снимать») была написана Рэнди Ньюманом в 1972 году. Фраза о шляпе взята «с натуры», именно так приветствовали на входе не желающих открывать свое лицо клиентов стриптиз-клубов.

Песня стала настоящим хитом после того, как прозвучала в фильме «9 с половиной недель» («Nine ½ Weeks») в исполнении Джо Кокера. Эротический танец, исполняемой героиней Ким Бейсингер для своего любовника (Микки Рурк), давно пополнил копилку лучших танцевальных сцен кино. И без того невероятно соблазнительная Ким в этом фильме смогла проявить свою сексуальность на все 100%, эффектно исполняя эротический танец для уминающего поп-корн и наслаждающегося ее движениями партнера.

7. Комический танец из фильма «Новые времена», 1936 г.

Режиссер Чарли Чаплин.

Невозможно пропустить танец, вызвавший бурный отклик еще в эпоху немого кино. Сначала фильм задумывался как звуковой со всеми доступными в то время эффектами. Уже был написан сценарий и диалоги, но внезапно Чарли Чаплин, знаменитый режиссер, композитор и исполнитель роли Бродяги, приостановился: он не смог представить себе, как должен говорить главный персонаж. Пантомима была намного ближе сердцу великого актера и, как ему казалось, выразительнее для его фильма.

В итоге картина «Новые времена» («Modern Times») вышла на большой экран как немое кино с редкими диалогами. Зато смешной музыкальный номер от Чарли произвел фурор: его маленький Бродяга готовит к выступлению незамысловатую песенку, слова которой записывает на манжете. Но манжета во время импровизированного танца теряется, и Бродяга вынужден продолжать выступление, пританцовывая и хаотически комбинируя слова, похожие на итальянские и французские.

Это был последний фильм, где участвовал чаплинский герой Бродяга, и первый, где зрители услышали его голос.

8. Фильм «Грязные танцы», 1987 г.

Режиссер Эмиль Ардолино.

Конечно, куда же без любимого всеми фильма «Dirty Dancing» с Патриком Суэйзи и Дженнифер Грей и финального танца со знаменитой поддержкой!

В книге П. Суэйзи «Время моей жизни» он рассказывает о травме колена, которую получил во время своих бродвейских выступлений. Она же помешала ему принять приглашения на участие во многих музыкальных проектах. А приглашали его очень часто, поскольку режиссеры воспринимали Суэйзи больше как «танцора, ставшего актером». Хотя «Грязные танцы» стали исключением, это не означало, что у актера уже не было проблем с коленом. Особенно тяжело далась Суэйзи та самая сцена с поддержкой, но он блестяще с ней справился.

Интересный факт: саму картину снимали летом, а до финальной сцены с поддержкой прошло еще три месяца. В Вирджинии и Северной Каролине наступила холодная осень. Деревья пожелтели, и съемочной группе срочно пришлось красить листья деревьев, находящихся на заднем плане, в зеленый цвет. Если внимательно приглядеться, то можно в буйной зеленой листве разглядеть пропущенные желтые вкрапления.

Знаменитый финальный танец из кинофильма «Грязные танцы» исполнен на композицию «I've Had The Time of My Life», которая была номинирована на «Оскар» и получила не только эту премию, но также «Грэмми» и «Золотой глобус».

9. Дуэт «Nowadays» из фильма «Чикаго», 2002 г.

Режиссер Роб Маршалл.

Мюзикл «Чикаго» построен режиссером как воображаемое героиней Рокси (Рене Зеллвегер) шоу, в котором она играет главную роль. Кстати, приглашенная на главную роль Зеллвегер, до того не занимавшаяся хореографией, да еще поправившаяся на 13 кг для съемок в «Дневниках Бриджит Джонс», долго отказывалась о роли.

На кастинг на главные роли были приглашены такие звезды, как Голди Хоун, Мадонна, Шарлиз Терон, Николь Кидман, Гвинет Пэлтроу, Дженнифер Лопес, Анджелина Джоли и Камерон Диаз. Рене боялась такого соперничества. Но когда она побывала на репетиции мюзикла, не удержалась и дала свое согласие на участие в проекте.

Второй звезде, Кэтрин Зета-Джонс, сначала предлагали главную роль, но ее любовь к композиции «Весь этот джаз» и желание исполнить ее оказались сильнее амбиций. Зета-Джонс попросила для себя роль Вэльмы. Обе актрисы были номинированы на «Оскара», причем жюри конкурса чуть ли не впервые оказалось в затруднении, какую женскую роль считать главной, а какую — второго плана.

Фильм «Chicago» получил двенадцать номинаций на премию «Оскар», из которых победил в шести. Кэтрин Зета-Джонс, выложившаяся в фильме на все 100%, получила свой «Оскар» (это при том, что она была на третьем месяце беременности и играла без дублёров). Рене Зеллвегер выиграла «Золотой глобус» за лучшую женскую роль в комедии или мюзикле. А финальный дуэт двух актрис, названный «Nowadays», стал настоящей жемчужиной фильма и вошел в сокровищницу кино.

10. Фантасмагорический хоровод из «Восемь с половиной», 1964 г.

Режиссер Федерико Феллини.

В известном и автобиографичном фильме великого Феллини (в роли самого режиссера Гвидо Ансельми снялся любимый актер Феллини Марчелло Мастроянни) есть вставки двух ставших знаменитыми танцев.

Первый в своем «Криминальном чтиве» «процитировал» Квентин Тарантино, а финальный танец режиссер первоначально не задумывал. Его сняли по замыслу продюсеров — без эффектной финальной сцены фильм казался незавершенным, кроме того, нужен был яркий фрагмент для анонса фильма.

И тогда Феллини придумал ставший классикой кино фантасмагорический хоровод, в котором принимают участие около двухсот актеров. В финале фильма и реальные, и придуманные Гвидо герои под его руководством объединяются, чтобы создать феерическое кольцо циркового парада на фоне декораций к фильму, который никогда не будет завершен.

Статья опубликована в выпуске 4.12.2019
Обновлено 10.08.2021

Комментарии (10):

Чтобы оставить комментарий зарегистрируйтесь или войдите на сайт

Войти через социальные сети: