Кстати, это довольно часто встречающаяся разновидность досуга у представителей отдельных социальных групп, и не только в России. В мире подобных поисковиков много, их называют дампстер-дайверами. Счастливые обладатели выброшенных находок присваивают вещи с помойки или перепродают их. Но насколько правомерным будет присвоение находок из мусорных баков в нашей стране, ведь найти можно все, что угодно?
Казалось бы, гражданин может приобрести право собственности на брошенную кем-то вещь. Однако на уровне закона сей дискуссионный вопрос требует внимания. На практике случаются ситуации, когда ценную вещь выбросят по ошибке, по забывчивости.
К примеру, мой приятель Э. держал дома доллары США в носках, а носки — в старых кроссовках, а кроссовки — в кладовой. И случилось так, что его жена делала уборку. 3900 долларов оказались в помойном контейнере и перекочевали в чей-то карман или на полигон сжигания твердых бытовых отходов. Приятель отчасти поседел. Но не увидел больше своей «заначки».
Поэтому я написал эту статью. Ведь причинно-следственная связь в сей ситуации только кажется смешной…
Пусть выброс мусора с точки зрения юридической квалификации — акт отказа от собственности, и следовательно, присвоение вещи, выброшенной бывшим собственником, не считается кражей. Но есть нюансы.
В соответствии с ГК РФ собственник вправе владеть принадлежащим ему имуществом. Моделируя ситуацию, уточним: отказываясь добровольно от мусора — выбрасывая отходы, собственник распоряжается бывшим имуществом путем отказа от права собственности. Логично, что мусор, как производная бывшей собственности, становится ничьим. Так как право собственности на отходы принадлежит владельцу вещи, послужившей основой для отходов, ибо условный мусор есть результат использования или переработки другого предмета.
Пункт 2 ст. 226 ГК говорит, что
лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой ниже 3000 рублей, имеет право обратить вещь в свою собственность, приступив к ее освоению, использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность.
Такими вещами, к примеру, могут и часто бывают лом металлической посуды, бракованная продукция и другие отходы.
Допустим Э. быстро среагировал и задержал у помойного контейнера человека с деньгами, спрятанных в носках. Если счастливый поисковик клада не противится и отдает подозрительно набухшие от купюр «носки» — проблем нет. А если не отдает? При этом не может доказать, что он нашел именно отходы, а не вещь, тогда есть основания для привлечения кладоискателя к ответственности.
В определении от 19 апреля 2017 года № 75-УД17−2 Верховный суд РФ разъяснил, что
присвоение чужих вещей в общественных местах равнозначно воровству, …что для законности таких находок необходимо соблюдение следующих условий: нахождение вещи в месте, неизвестном хозяину, и отсутствие у такой вещи идентификационных признаков.
Может показаться интересным, что по закону штата в Чикаго (США) «кладоискатели», или дампстер-дайверы, не могут присвоить найденные на помойке ценности без соответствующей лицензии, иначе им грозит штраф до 500 долларов США. Но как говорят, «сначала создай условия, а потом требуй»: муниципалитеты, которые кое-где на «гниющем Западе» называются «городским департаментом по делам бизнеса и защиты прав потребителей» выдают желающим лицензии «частного мусорщика» за половину цены штрафа с годовым сроком действия — ищи что хочешь и присваивай хоть сутки напролет. В России пока такого нет…
И еще различие. Большинство российских «кладоискателей на помойках» не афишируют свою деятельность; им чем тише — тем лучше. В то время как их коллеги в других странах активно рассказывают о своих приключениях, некоторые имеют, без преувеличения, тысячи подписчиков и проводят поисковые действия в режиме on-line. Чем не спорт?
Властитель слабый и лукавый, Плешивый щеголь,враг труда, нечаянно пригретый славой Над нами царствовал тогда Его мы очень смирным...