Бары и рестораны всех возможных классов, закусочные и столовые сочиняют самые немыслимые правила своего посещения, активно противоречащие нормам действующего законодательства и здравому смыслу. Нарушения в общепите: разовые и длящиеся, просто неприятные и по-настоящему опасные, наказуемые и не очень — тема для книги.
На первом месте по степени опасности для нас, «гостей», стоят, как ни странно, нарушения, которых мы не видим и о которых привыкли не думать: всевозможные несоблюдения санитарно-гигиенических требований к процессу производства. Поверьте, их возможный перечень разнообразнее самого содержательного меню самого дорогого московского ресторана.
«В организациях не размещаются помещения под жилье, не осуществляются работы и услуги, не связанные с деятельностью организаций общественного питания, а также не содержатся домашние животные и птица» (п. 2.5 «Санитарно-эпидемиологических требований к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья», утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 ноября 2001 г.).
Ага, как бы ни так! «Помещения под жилье» как раз имеют место быть: гастарбайтеры, которые моют за вами посуду и жарят вам шашлык (часто одно лицо), по-вашему, где живут? Стирают свои треники они тоже, кстати, вместе с вашими скатертями.
Нигде! Нигде в общепите не осуществляется положенный производственный контроль качества питьевой воды: собственной лаборатории нет и в помине, как нет и договора об этом с органами Госсанэпидслужбы. Поэтому так называемые «микробиологические и паразитологические» показатели неизвестны в том числе и самим руководителям заведения: нет различимых невооруженным глазом водных организмов и поверхностной пленки — и то ладно. А пробы должны проводиться: для поверхностных источников (в центре один поверхностный источник — Москва-река) на бактерии и паразитов — ежемесячно, на неорганические и органические вещества — ежеквартально, на радиацию — ежегодно.
Никто! Никто из руководителей не позволит закрыть ресторан из-за отсутствия горячей или холодной воды. А это обязательное требование СанПиН. Делают так: поскольку об отключении известно, как правило, заранее, набирают в специальные такие пластиковые чаны воду и из нее варят, моют что-то; персоналу раздают по 20 рублей на посещение ближайшего общественного туалета; гостевые туалеты закрывают — мол, как хотите.
Присутствие сливных трапов для воды от мытья полов я сама наблюдала только в столовке в Губкинском, ведро выливается в лучшем случае в унитаз персональского туалета, а поскольку он всегда занят — прямо в раковину с посудой (в первую — где грязная, но все равно). Еще есть очень-очень жесткие требования к вентиляции и освещенности производственных помещений; они не соблюдаются даже близко, поэтому не пишу об этом.
«Организация технологических процессов должна исключать встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции, использованной и чистой посуды, а также встречного движения посетителей и персонала» — это требование Правил. На деле же «потоки» не просто встречаются — они не расходятся; это невозможно, потому что производственный вход один, и он располагается непосредственно в горячем цехе, например. Привезенные с рынка или поставщиком продукты, включая капающие мясные и рыбные туши, выкладываются экспедитором в нечистой одежде непосредственно на поверхность стола, с которого отпускают готовое блюдо уже в тарелке.
Отдельная тема — присутствие личных вещей на кухне. Косметичка, расческа, сигареты, карты, телефон, шарф и таблетки — все по числу работников в смену — располагаются на рабочих поверхностях разделочных столов. Специальная одежда выдается эпизодически, поэтому повара работают отчасти в своем; это может быть и мохеровая кофта у нарезчика салата со всеми вытекающими.
Об уборке и дезинфекции: раз в месяц, как положено, генеральная уборка не проводится нигде. Дезинфекция вообще исключена, потому что уборщицы «не верят в хлор» (все без исключения!) и боятся резиновых перчаток, поэтому используют просто воду; кстати, официанты тоже моют столы в зале исключительно водой — берегут руки. Профессиональная гигиеническая подготовка персонала не проводится, а журнал о результатах аттестации тем не менее заполняется.
Медосмотры: предварительные, как правило, есть у всех — медицинские книжки бывают просто просроченными. А вот ежесменные на предмет выявления у работающих «повреждений и гнойничковых заболеваний кожи рук, открытых частей тела, а также ангины, катаральных явлений верхних дыхательных путей, кариозных зубов» не проводятся. А между тем, есть правило о том, что работники общепита обязаны даже сообщать о кишечных инфекциях у кого-то из членов семьи.
Потом, повара все с ногтями и волосами — так они красивее, а также кольцами, браслетами и прочим: снимают, пока на них смотришь, как только отворачиваешься — надевают радостно вновь.
Кстати, сейчас, пока вы уже долго или не очень ждете мексиканского салата и кайпириньи, кто-то отчаянно судится с учредителями именно этого ресторана…
Юлия Миллер, какой кошмар! А я так люблю в кафе посидеть...
Оценка статьи: 3
0 Ответить
То, что творится в маленьких, частных точках питания лучше не говорить, аппетит будет отбит на долго.
Да и не лучше в крупных точках питания.
"Не секрет, что Геннадий Онищенко с подозрением относится к общепиту. Время от времени под его карающую десницу попадают то школьная "тошниловка", то ничем не примечательный ресторан. Но на этот раз глава Роспотребнадзора решил проверить, как обстоят дела с питанием в весьма солидном учреждении - Федеральной антимонопольной службе. Результаты инспекции, проведенной в двух ведомственных столовых, повергли его в ужас.
"Даже видавших виды врачей, проверявших эти объекты (предприятия общепита. - "Известия"), увиденное и задокументированное в соответствующих актах проверки повергло в шок", - объявил Онищенко. Что конкретно шокировало проверяющих, главный санитарный врач не рассказал. Но, судя по тому, что "даже в учреждениях пенитенциарной системы (попросту говоря, в тюрьмах. - "Известия") нет таких вопиющих нарушений", столовые представляли собой рассадник всех мыслимых и немыслимых инфекций - от кишечной палочки до сальмонеллеза.
"Противоестественным кажется тот факт, что работники этой федеральной службы, питающиеся в этих так называемых столовых, до сих пор не отравились", - заявил Онищенко. Зато руководителям ФАС заразы боятся нечего. Они, по мнению главы Роспотребнадзора, питаются в другом месте - "гораздо более высокого класса".
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Влад Коган, не надо сравнивать забегаловки с классными учрежденими питания.
Не надо сравнивать французские кафешки с российскими столовками.
Не ставьте себя выше Онищенко, что бы выносить вердикт об общественном питании.Основная доля пищевых отравлений исходит именно из учреждений общественного питания и мы, врачи ими занимаемся, а не Вы.
Умерьте свою злобу. Ваши "Ночные плевки в кастрюли" многие помнят.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
Влад Коган, российского предпринимателя связанного с питанием "кошмарить" нужно ежечасно, пока у него в крови не будет: Что нельзя мыть овощи из под крана, что для каждого вида продуктов свой нож и своя разделочная доска, что идя в туалет нужно снимать спецодежду, что пищу надо разделывать в перчатках и т.д.
Советы принимаются от тех, кто понимает разницу между хорошо поесть и хорошо поесть и не отравиться.
Рекомендации давайте своей бабушке.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
о-о! Мужчины! о чем спор? Разве вы в жизни не встречали людей, мягко говоря, не совсем аккуратных? И на кухнях дома у многих, увы, нет стерильности. А кто работает в общепите? НЕ ЛЮДИ? Там, где есть человеческий фактор, всегда есть ошибки. Вот только цена этих ошибок может быть смертельной - стоит вспомнить врачей, фармацевтов, водителей и т.д., всех тех людей, которым мы доверяем свои жизни.
Потому спорить-то не о чем! Каждый будет прав, каждый в своем...
0 Ответить
Конечно, лучше всего несколько проверенных ресторанов. Хотя...?
Вон на приеме в Кремле в честь немецкого Президента в салате дождевого червя обнаружили и разместили фото в Твиттере.
Оценка статьи: 4
0 Ответить
А мне понравилось. Так как воочию знаю, что беспредел творится сейчас в общепите. В советское время их ходили проверяли: санэпидемстанция и т.п. А сейчас все соответствие нормам проплачивается. Все сертификаты, лицензии липовые. А нарушают по-черному. К тому же в Москве, да и в других городах работают мигранты, с такими же липовыми санитарными книжками. И после такого обеда в общепите, таких червяков можно получить. Смотрите фильм: "Не хотите ли быть съеденными заживо". Просто тихий ужас. Дома лучше всего есть со своих рук.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Статья наивная какая-то, сорри... Будто ученица пишет реферат, открыв Закон о защите прав потребителей и заглянув не в самый чистый ресторан...
Указанный закон работает и работает очень хорошо, многократно к нему обращалась и всегда добивалась своего. Влад абсолютно прав - клиент голосует за то или иное предприятие своими деньгами.
Интереснее было бы читать статью от автора, который сам побывал "по ту сторону прилавка". Слабенько.
0 Ответить
Разбейте статью на абзацы, отделяя их пробелом, - так удобнее читать текст с экрана. И, мне кажется, необходимо убрать указание национальности после слова "гастарбайтер".
0 Ответить
Марика Буквонка, только не пробелом, а пустой строкой - нажатием клавиши Enter после каждого абзаца.
0 Ответить
Марианна Власова, точно! Хорошо, что поправили. Я и имела в виду под пробелом пустую строку
0 Ответить
Влад Коган, и много таких заведений закрылось, от того, что вы больше туда не ходите?. Даже если еще 100 человек не прийдет - придут другие двести, которые еще не пострадали.
Да нет, просто когда вы зашли перекусить, вас посто не пустят дальше обеденого зала, и, кстати, будут абсолютно правы. А что касается по жизни - общение с общепитом лично я стараюсь свести к минимуму.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Влад Коган, а-а-а-, так вы не Росии
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Влад Коган, Вас может не устраивать, что салат сделан немытыми руками на столе, где разделывали сырое мясо, но пока не получите кишечную инфекцию, об этом не узнаете.
Вообще-то самое гигиенически безопасное учреждение - столовая советского типа, где на виду у посетителя и плита, и разделочные столы. И посудомойка стандартная, с паром горячим.
0 Ответить
Марианна Власова, самое гигиенически безопасное место - это собственная кухня. Так что я голосую за неё! Это шутка, но всё же, в ресторанах и кафе питаться - себе дороже выйдет (вернее организму).
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Влад Коган, Мои аплодисменты! +1000! Это точно - беда, коль сапоги начнет точать пирожник... Статья ни о чем, нет, о страхах и домыслах автора!
0 Ответить
спасибо;
0 Ответить