не брать на себя чужих обязательств;
сохранять своё личное пространство;
честно завершать отношения;
научиться спокойно говорить «нет».
Прежде чем сказать «нет» или «да», нужно понять, что нам, собственно, предлагают.
Обычно это не так-то просто. Наш собеседник, как правило, многословен, и его речь наполнена объяснениями, дополнениями и эмоциями, через которые очень трудно добраться до сути. Если у вас есть лишнее время, желание и особая симпатия, можно выслушать до конца — в надежде, что вскоре вы поймёте, о чём речь.
Но гораздо эффективней корректно прервать тираду и задать всё проясняющий вопрос: «Что Вы хотите конкретно от меня?» Я обычно добавляю: «В одном предложении, пожалуйста».
Если вам нужно время для принятия решения, обозначите сразу сроки, когда вы готовы дать ответ, и каким образом он будет дан. «Я сама позвоню вам 15-го в четверг вечером».
Если вы сразу понимаете, что это предложение вам не подходит, то наиболее экологично и для вас, и для собеседника отказаться сразу, а не отвечать уклончиво «даже не знаю», «может быть, не в этот раз», «давайте я вам перезвоню как-нибудь».
Корректный ответ в стиле «нет» состоит из трёх частей:
1. Сначала всегда суть:
«Я вынуждена отказаться от вашего предложения».
«Я не возьмусь за эту работу».
«Я приняла решение, что с 5-го апреля прекращаю работу над проектом и ухожу».
2. Затем объяснение:
«Потому что это не в моей компетенции».
«Потому что это не входит в мои обязанности, а мне и своих обязанностей хватает, хотелось бы выполнить их».
«Потому что эта работа занимает у меня слишком много сил и времени, что не компенсируется уровнем оплаты и аккуратностью выплат».
3. В завершение обязательно благодарность и прощание:
«Спасибо за интересное предложение и за высказанное доверие. До свидания!»
«Прости, что не смогла помочь. Пока!»
«Я была очень рада с вами работать всё это время. Спасибо за ценный опыт и возможность учиться. С уважением…»
Казалось бы, всё просто — бери и делай! Тогда почему же, сказав «нет», потом мы часто все равно бываем вынуждены согласиться? Мы попали на один или сразу на несколько манипулятивных крючков!
1. Лесть
«Нам посоветовали Вас как лучшего специалиста!»
«Ты же самая опытная среди всех! Тебе это раз плюнуть…»
«Ты тот, кто лучше всех делал эту работу. Ты пример ответственности и профессионализма!»
После лести в нашу сторону нам хочется сделать что-нибудь в благодарность, чтобы оправдать чужие ожидания.
2. Кроме тебя, некому!
«Кроме Вас, в крае некому нам помочь. Мы ехали к вам 300 километров».
«Ты же понимаешь, что больше некому…»
«Ты с самого начала на проекте, кроме тебя, никто не знает хорошо эту работу».
Подобные заявления вызывают в нас чувство вины и нежелание кого-либо подводить своим отказом.
3. Прямые или косвенные угрозы, шантаж
«Мы напишем в департамент и всем расскажем, какой вы хвалёный „хороший“ специалист».
«У нас в отделе не любят „самых умных“. Смотри, как бы „не аукнулось“…»
«Ты же понимаешь, что после этого мы не сможем дать тебе хорошие рекомендации».
Собеседник рассчитывает пробудить в вас страх и неуверенность. Если после таких заявлений вы сдадитесь, помните, что это всего-лишь манипуляция. И, однажды заглотив наживку, вам будет очень трудно потом выйти из игры.
И напоследок несколько рекомендаций:
Будьте честны и открыты. Не надо что-то придумывать и мутить.
Будьте вежливы. Даже если к вам пристаёт на рынке цыганка, не стоит её посылать матом. Достаточно просто твёрдого «нет».
Помните, что у вас всегда есть право отказаться. Даже от тех предложений, «от которых не отказываются».
Будьте собой. Сохраняйте себя.
Очень актуальная и полезная статья. Очень часто бывает тебя нахваливает , как отличного специалиста и мы делаем или дешево или без очереди. Это ловушка.Если делать добро, то только по своему желанию и от чистого сердца.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Наш собеседник, как правило, многословен, и его речь наполнена объяснениями, дополнениями и эмоциями, через которые очень трудно добраться до сути. Если у вас есть лишнее время, желание и особая симпатия, можно выслушать до конца – в надежде, что вскоре вы поймёте, о чём речь.
Но гораздо эффективней корректно прервать триаду
Надорвалась отыскивать хоть что-то по три, потому подозреваю оговорку.
Но и тирада по смыслу не очень подходит, поскольку описанное по эмоциям на тираду не тянет. Объяснения, дополнения, эмоции, через которые трудно добраться... - это поток жалоб, поток откровений даже.
В общем, Ирина, есть такой полезный ресурс - там можно узнать значение слова, уточнить написание, определиться с управлением. Очень разумно бы пользоваться.
0 Ответить
Люба Мельник, спасибо, поправили.
Не поняла, почему "Наш собеседник, как правило, многословен, и его речь наполнена объяснениями, дополнениями и эмоциями". Отказывать приходится только таким? А тем, кто просит кратко, спокойно, с минимумом аргументов, не отказывают?..
читать дальше →
0 Ответить
Ирина Дыбова , всегда объясняю, что помочь - это значит сделать вместе с кем то, а не вместо кого то. При этом тот, кому помогают делает основную часть работы. После этого как правило все утрясается. А вообще то для меня сказать "нет" - это очень сложно, поэтому всегда читаю подобные статьи, что бы укрепиться в сознании, что "нет" говорить надо.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Петров, умение говорить "нет" -- это умение профессионала. Чаще всего чиновника. Простые смертные обычно не владеют этой техникой, позволяя проявиться чисто человеческим чувствам: вины, любви, сострадания, сопереживания... им несложно "влезть в шкуру" другого человека и понять его. Здесь нужно бы добавить, что порой этим пользуются... тогда можно еще раз перечитать статью
0 Ответить
Марта Матвеева, вот поэтому, что бы меньше пользовались я и читаю такие статьи.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Петров, а ссылочку не дадите на статьи, а то мне только одна попалась -- эта.
0 Ответить
Марта Матвеева, так я же не только ШЖ читаю. Есть еще и газеты, книги.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Александр Петров, последую примеру
0 Ответить
Ирина Дыбова, за что мы больше всего любим людей? Верно: за то, что они нам делают добро.
Самый приятный для нас человек - тот, кто может взять на себя груз наших обязанностей, помочь нам (то есть, сделать что-то за нас), сделать конкретное дело, пока мы расслабленно ждем результат. Даже если худшие представители рода людского, мы их будем защищать.
И не любим тех, кто именно умеет говорить "Нет!" - и не важно, на наши же или нет дела.
Учась говорить решительное "Нет!", нужно и учиться некоторой критике и даже нелюбви со стороны тех, кто считает, что "Уж помочь-то вы могли бы!". Поговорка Не хочешь зла, не делаю добра" по-прежнему актуальна.
0 Ответить
Хорошая статья, хорошие рекомендации. Особенно они хороши, когда идёт речь о деловых отношениях. Куда сложнее отказать родным или другу. А здесь для манипуляций простор ещё больший.
Оценка статьи: 5
0 Ответить
Мне очень понравилась статья! Сложнее бывает отказать не чужим людям, а родным и знакомым, они к сожалению тоже могут злоупотреблять своими просьбами. Спасибо! Прочитала с удовольствием!
Оценка статьи: 5
0 Ответить